Леонид Голованов поездил на адаптированном Peugeot 408: идеальный седан для России?
Комната отеля Ramada в подмосковном Домодедове превращена в штаб-квартиру инженеров Peugeot.
- Знакомьтесь, это Дидье Жиро, ответственный за адаптацию седана Peugeot 408. Именно он придумал названия всем трем миссиям - по именам космических программ СССР: миссия Луна, миссия Мир, миссия Союз...
А результат - идеальный седан для России?
Миссиями в Группе PSA называют тесты по «клиентскому синтезу» - для подгонки будущей модели под требования целевой аудитории. Для этого за год-полтора до постановки в серию французы привозят в «целевую» страну несколько «мулов», ходовых прототипов, собирают фокус-группу - как правило, из рядовых сотрудников местных офисов Peugeot и Citroen, чтобы обеспечить секретность, - и отправляют на тестовый маршрут. Потом опрашивают, что понравилось, что нужно улучшить. А попутно изучают местные ездовые предпочтения.
- Если в Китае любят мягкие машины, которые медленно откликаются на повороты руля, то россияне водят динамичнее, - дипломатично замечает Гаэтан Демулен, занимающийся клиентским синтезом по части настроек шасси.
Достойный подход: приехать в страну, проверить все самим - и внести нужные изменения. Перефразируя римлян: пришел, увидел, адаптировал.
Что в итоге?
Во-первых, Peugeot для России - это седан: четырехдверные кузова у нас традиционно занимают более половины в секторе, который французы из Группы PSA именуют М1, - от переростков сегмента B+ до полноценного гольф-класса. Конечно, такие предпочтения вообще характерны для стран третьего мира: проект Peugeot 408 стартовал в 2008 году, в 2010 году седаны начали выпускать в Китае, в 2011 году - в Аргентине. И только теперь пришел наш черед.
Во-вторых, несмотря на четверку в индексе, Peugeot 408 сделан на базе универсала гольф-класса Peugeot 308 SW - в итоге по длине (4 метра 70 сантиметров) и по расстоянию между осями он вплотную подбирается к Peugeot 508! То есть благодаря своим габаритам Peugeot 408 будет играть не только в гольф-классе, но и в нижнем сегменте сектора D+.
Распахиваешь заднюю дверь, перешагиваешь через высокий порог, удобно устраиваешься на диване с отлогой спинкой... Бизнес-класс! Здесь и дефлекторы обдува есть.
- Да-да, а еще после зимней миссии в Екатеринбурге и Тюмени мы увеличили сечение и длину воздуховодов к ногам, - гордо замечают французы. - Такого нет ни на китайских, ни на латиноамериканских машинах!
Да, каждому свое. Китайцу - мягкую подвеску, аргентинцу - поднятую кромку переднего бампера, чтобы безбоязненно парковаться у тамошних высоких бордюров. Ну а нам - кнопку включения подогрева лобового стекла в зоне «парковки» щеток стеклоочистителя, более мощные генератор и батарею, металлическую защиту моторного отсека и форсунки стеклоомывателя с подогревом. А еще - специальную программу управления омывателем фар.
- Зимой у вас настолько грязно, что омывающая жидкость заканчивается моментально! Поэтому мы не только увеличили объем бачка до 4,9 литра, но и ввели задержку - фароочистители срабатывают не при каждом включении стеклоомывателей, а на седьмой раз...
И, конечно, «усиленная» подвеска. Дорожный просвет у седана еще на 10 мм больше, чем у хэтчбека 308 калужской сборки. Энергоемкость - сжатый кулак! Окончив разговоры, мы на двух предсерийных «четыреста восьмых» выехали из Домодедова на платный участок трассы М4, который пока работает в тестовом режиме (минут десять спустя начинаются ремонтные работы и приходится ползти по встречной), затем свернули куда-то направо - и оказались на типичном дачном проселке. Закатанный в грунт битый кирпич, кочки, заполненные грязной водой разнокалиберные ямы... А Демулен доволен: это он нашел этот «репрезентативный» участок российской дороги, который не сымитировать ни на одном полигоне мира.
И вот результат - Peugeot 408 держится молодцом! Собранная и жестковатая подвеска позволяет ехать все быстрее и быстрее, причем ограничителем скорости становится не риск пробоя, а тряска. Сбрасываешь ход - и спокойно, с достоинством, объезжаешь крупные промоины, смело пуская под колесо ямки помельче.
Однако седан с «топовым» 150-сильным турбомотором 1.6 оказался заметно жестче машины со 120-сильным атмосферником. Мелкие неровности Peugeot 408 не замечает, но крупные поперечные трещины приходят в салон весьма ощутимыми ударами.
- Да, у автомобилей со «старшим» турбомотором другие передние амортизаторы, - подтвердил Демулен. - Тут и сам силовой агрегат тяжелее, и динамические возможности машины выше, поэтому мы решили «подзажать» передок. Такие же стойки стоят и на дизельной версии. Но, помимо этого, жесткости добавляют и 17-дюймовые колеса.
Теперь понятно, почему руль у более мощного седана тяжелее.
Впрочем, у 120-сильного автомобиля с базовыми 16-дюймовыми колесами баранка тоже налита густым усилием. Это обеспечивает достаточную информативность, но...
Во время своих миссий люди из Peugeot для сравнения арендуют автомобили-конкуренты - вот и на этот раз компанию двум «четыреста восьмым» составили прокатные Ford Focus и Toyota Corolla. Самое заметное отличие - конечно же, простор сзади: в этом смысле Peugeot на класс выше! Но если Toyota с довольно дряблой подвеской оказалась заметно хуже, чем Peugeot, по плавности хода и ничуть не выиграла по управляемости, то Ford... Руль острее - всего два с половиной оборота от упора до упора против почти трех у французской машины - и заметно легче, но при этом «прозрачнее» и еще информативнее. Реакции быстрее: отзывчивое, точное, европейское шасси. И тряски немногим больше.
А Peugeot 408 едет простенько. Надежно, безопасно, с выверенной порцией недостаточной поворачиваемости. Не рыскает на колеях, не особо упирается при входе в повороты... Но я сразу вспомнил редакционный Peugeot 406 со 136-сильным двухлитровым мотором, на котором в начале двухтысячных проездил шесть долгих лет. Вот был деликатес! Мягкий и комфортный, с увеличенным дорожным просветом (в Россию тогда тоже поставлялись машины с адаптированной подвеской), но какой изящный в виражах!
А вспомните шасси переднеприводных героев масс-маркета 90-х годов - Peugeot 405 или Peugeot 306?
Увы, на рубеже XXI века характеры автомобилей Peugeot изменились. Опростились. И только недавно наметился ренессанс: от купе RCZ мы в восторге, да и однообъемник 3008 едет превосходно.
Почему же Peugeot 408 вновь бесхитростен?
Ничего не ответил мне по существу вопроса Гаэтан Демулен. С явным удовольствием принимал комплименты по поводу «удачных» машин, чертил на салфетке скоростные характеристики амортизаторов - мол, они у марки Peugeot дегрессивные (как будто у других иначе)... Посетовал на нынешние шины, в которые ради энергосбережения кладут меньше силики, чем во времена Peugeot 406.
Так почему же мои любимые французы, способные создавать шедевры, для нас парят репу?
Полагаю, потому, что целевая группа у купе RCZ или у однообъемника 3008 - европейцы. И миссии по «клиентскому синтезу» проводились именно с ними и на соответствующих дорогах - ровных и извилистых. А Peugeot 408 создан для стран третьего мира вообще - и для России в частности. Если хотите, это наше зеркало. Как там у Высоцкого? «Встречный ветер, косые дожди - и дороги, дороги неровные...»
Да, мы такие. Неча на зеркало пенять.
Один из французских инженеров, кстати, простудился и с жестокой ангиной попал в калужскую больницу. Когда он об этом вспоминал, в глазах промелькнул такой первобытный ужас...
«Ничего, распогодится», как пел Владимир Семенович?
- Мы теперь частые гости в Калуге, и она преображается на глазах, - замечают французы. - На улицах оживление, цены выросли - теперь они, как у нас где-нибудь в Версале!
Peugeot 408 встал на конвейер калужского завода PSA сразу с более чем тридцатипроцентной локализацией: кузовная штамповка, стекла, панели интерьера, сиденья, колеса, шины... Конечно, в Китае доля местных комплектующих намного больше, чем у нас, - 90%. Даже в Аргентине - 70% при том же 50-тысячном объеме выпуска.
Но главное, что благодаря промсборке цены на Peugeot 408 установлены более чем разумные. Базовый седан со «старым» 110-сильным двигателем 1.6 и «механикой» вообще стоит всего 549 тысяч рублей, но с кондиционером и аудиосистемой - уже 590 тысяч: сравнимый по габаритам и простору в салоне Renault Fluence 1.6 (106 л.с.) на 10 тысяч дешевле. Автоматическую коробку передач можно заказать только на более мощный 120-сильный Peugeot 408 1.6 VTi, причем с климат-контролем он будет стоить всего 657 тысяч рублей: за аналогично упакованный Fluence просят почти на 10 тысяч больше. Кстати, у них одинаковые четырехступенчатые «автоматы» - французы с упорством, достойным лучшего применения, продолжают использовать «совместный» агрегат, который в Группе PSA раньше носил код AL4, а теперь это АТ8. Он же DP0 на моделях Renault до модернизации, он же DP2 на нынешних Логане и Дастере. «Он же Гога, он же Гоша, он же Жора».
- Все проблемы этой коробки в прошлом! - с жаром отстаивают древний агрегат инженеры Peugeot. - У нее теперь гидротрансформатор ZF и совсем новый гидроблок, к тому же для российских машин мы изменили алгоритм переключения, чтобы разгон шел бодрее. Почему мы ее до сих пор используем? Во-первых, потому что она у нас есть. А во-вторых, она все же дешевле, чем новый шестиступенчатый Aisin, - примерно на двести евро...
Однако даже «по паспорту» Peugeot 408 1.6 VTi AT набирает сотню за 13,8 с, а в жизни... Не знаем, пока не пробовали. Но 120-сильный «четыреста восьмой» с механической коробкой разгоняется вяленько - чтобы успевать за потоком, моторчик приходится «крутить», а голосит он при этом немузыкально. В компании со 124-сильной Короллой и «роботизированным» Фокусом 1.6 (105 л.с.) по разгонной динамике мы с Диваковым поставили Peugeot на последнее место - увы, он сгодится только для неспешных водителей.
Но у того же Фокуса, хоть он и едет веселее, - «робот» с двумя сцеплениями, который все же раздражает дерготней. К тому же обойдется такой Ford с «климатом», аудиосистемой и подогревом кресел минимум в 675 тысяч рублей. Есть в этом классе и другие предложения - к примеру, длиннобазный седан Opel Astra Family калининградской сборки со 115-сильным мотором 1.6, автоматической коробкой и «климатом» стоит всего 653 тысячи рублей. Но у него тоже «робот», причем простейший, с одним сцеплением!
А Astra со 140-сильным двигателем 1.8 и настоящим четырехступенчатым «автоматом» за 703 тысячи рублей - конкурент «четыреста восьмому» с «топовым» 150-сильным турбомотором и новой гидромеханической трансмиссией Aisin. Причем Peugeot наверняка быстрее! Двигатель мощный и тяговитый, коробка меняет передачи плавно и логично. Лишь иногда задумывается. И уж чересчур активно адаптируется к активному стилю вождения, начиная держать пониженные передачи к месту и не к месту.
Правда, такой Peugeot 408 1.6 THP 6АТ в нормальной комплектации (климат-контроль, «музыка», обогрев кресел и система стабилизации) обойдется в 759 тысяч рублей - дешевле и 150-сильный «роботизированный» Focus, и Chevrolet Cruze 1.8 (141 л.с.). Но Renault Fluence с двухлитровым мотором (138 л.с.) в схожей комплектации с вариатором, наоборот, дороже - 773 тысячи.
А чуть позже появится дизельный Peugeot 408 - пусть только с «механикой», зато со средним расходом топлива 5,0 л/100 км!
Словом, выбор есть - ждем сравнительного теста. Но проблем с продажей запланированных на этот год 8000 машин, полагаю, не будет. А вот удастся ли довести объемы до 50 тысяч в год? Козыри у «четыреста восьмого» серьезные: простор сзади, большой багажник... И настоящая, образцово-показательная российская адаптация. Наше зеркало.
Локализованные компоненты автомобиля Peugeot 408
Паспортные данные | |||||
---|---|---|---|---|---|
Автомобиль | Peugeot 408 | ||||
Модификация | 1.6 | 1.6 VTi | 1.6 THP | 1.6 HDi | |
Тип кузова | четырехдверный седан | ||||
Число мест | 5 | 5 | 5 | 5 | |
Объем багажника, л | 560 | 560 | 560 | 560 | |
Снаряженная масса, кг | 1375 | 1374 (1398)* | 1419 | 1400 | |
Полная масса, кг | 1789 | 1800 | 1820 | 1810 | |
Модель двигателя | TU5JP5 | EP6C | EP6CDTM | DV6CM | |
Тип двигателя | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с непосредственным впрыском и турбонаддувом | дизельный, с аккумуляторным впрыском и турбонаддувом | ||
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | ||
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 1587 | 1598 | 1598 | 1560 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 78,5/82,0 | 77,0/85,8 | 77,0/85,8 | 75,0/88,3 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 11,0:1 | 10,5:1 | 18,0:1 | |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 8 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 109/80/5800 | 120/88/6000 | 150/110/6000 | 112/82/3600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 142/4000 | 160/4250 | 240/1400 | 254/1750 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая (автоматическая, 4-ступенчатая) | автоматическая, 6-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | |
Привод | передний | передний | передний | передний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | ||||
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная | ||||
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | ||||
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые | |
Шины | 215/55 R16 или 215/50 R17 | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 184 | 195 (185) | 207 | 185 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 13,3 | 10,9 (13,8) | 9,6 | 11,0 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 10,1 | 9,3 (10,1) | 11,6 | 6,2 |
загородный цикл | 6,0 | 5,2 (5,6) | 6,3 | 4,3 | |
смешанный цикл | 7,5 | 6,7 (7,4) | 8,2 | 5,0 | |
Выбросы CO2, г/км | 178 | 155 (171) | 190 | 132 | |
Емкость топливного бака, л | 60 | 60 | 60 | 60 | |
Топливо | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | бензин АИ-95 | дизельное | |
* В скобках - данные для версии с автоматической коробкой передач |
Эволюция седанов Peugeot третьей, четвертой и пятой серий: этой истории 80 лет! Хорошо видно, что по расстоянию между осями Peugeot 408 уступает лишь моделям 504, 505 и 407, но по габаритной длине перерос их всех: длиннее только нынешний флагман Peugeot 508, да и то всего лишь на 89 мм.