Константин Сорокин оценил вездеходы Пелец
Врать не буду: охоты на гусей в Череповце не было, рыбалки тоже. Зато снега насыпало столько, что, ступая на целину, я проваливался чуть ли не по пояс. В общем, полный Пелец. А проект-то смелый! Особенно с учетом того, что российский рынок рыболовно-охотничьих «самоходок» давно и прочно оккупирован канадской фирмой Ontario Drive & Gear Limited, производящей знаменитые транспортеры Argo - за десять лет в России продано не менее пяти тысяч таких машин. Череповецких же реализовано пока что меньше тысячи. Главное отличие Пелеца в том, что вместо колес сверхнизкого давления (это основной движитель канадских Argo - гусеничная лента для них является опцией) здесь используется полноценный гусеничный обвод с опорными катками и грунтозацепами - тот, кто ходит на болото на гуся, это оценит.
Первой серийной моделью стал Пелец 300 - машинка для троих седоков, оснащенная 20-сильным трехсоткубовым четырехтактным бензиновым двигателем с водяным охлаждением, заимствованным у китайских квадроциклов. Мотор установлен сзади, а ведущими являются передние звездочки - момент на них передается цепной передачей, проложенной вдоль бортов внутри герметичной лодки. Коробки передач нет, но есть автоматическое центробежное сцепление, реверс-редуктор, «преднатянутый» (без проскальзывания ремня) вариатор, дифференциал и раздельные бортовые тормоза, благодаря которым крутящий момент от двигателя можно перебрасывать на разные гусеницы, заставляя вездеход поворачивать - на воде или грунте. В базовой версии (цена - 288 тысяч рублей) «трехсотка» комплектуется жесткой ходовой частью и рулевыми рычагами тракторного типа, а в качестве опций может оснащаться комбинированной (рессорной для задней тележки и пружинно-амортизаторной для передней) подвеской и мотоциклетным рулем. Модель подороже - Пелец Круизер (376 тысяч рублей) - рассчитана всего на двух пассажиров, но у нее выше борта (сделано это для лучшей плавучести), а двигатель установлен посередине - так, что разделяет лодку на пассажирский и грузовой отсеки. По задумке Круизер - это внедорожный пикап, в котором удобно возить сыпучие грузы - например, корма для животных. Ну а на вершине «пелецестроения» стоит модель Транспортер - шестиместная машина с трехцилиндровым двигателем Chery (800 см3, 56 л.с.) и трехдиапазонной трансмиссией, позволяющей выбирать между тяговым, внедорожным и транспортным режимами работы вариатора. Стоит такая машина 572 тысячи рублей.
Неуклюже перевалившись через высокий борт Круизера, завожу двигатель, аккуратно толкаю рычаг реверс-редуктора - клац! Управление здесь как на квадроцикле, посадка похожая, но, тронувшись с места, я почему-то испытал состояние невесомости. Ей-богу! Площадки для упора левой ноги нет, а руки заняты: правая лежит на рулевых рычагах, а левая держит фотокамеру. Плоская «лавка» фиксирует лишь в направлении «вниз», да и установкой ремней безопасности создатели машины не озадачились. Впрочем, до тех пор пока я рассекал гусеницами мягкий «пухляк», вестибулярный аппарат не проявлял признаков расстройства. Тяну на себя левый рычаг - Пелец послушно встает на дугу. Теперь вправо. Получается! Из-за короткой базы в колее приходится часто орудовать рычагами, но навык руления и подруливания вырабатывается быстро. Главное, не стопорить «гусянку» в глубоком месте, чтобы не зарыться в снег противоположным бортом. Я, конечно же, зарылся! Потом еще раз. Сначала в плотном снегу, затем в «пухляке». И тут же вспомнил фразу из отчета об испытаниях американского автомобиля Willys MB: «В случае застревания машина может быть эвакуирована силами экипажа». Так вот, увяз, спешился, подтолкнул - и поехал дальше. По глубокому снегу маленький Пелец ползет со скоростью пешехода, но при этом везет двоих пассажиров.