Константин Сорокин поездил на вездеходе с прицепом ЗВТ 7300 Тролль
Вездеход с прицепом, промчавшийся по глубокой снежной целине, я встретил как старого знакомого. Лось! А по-шведски — Hägglunds Bv 206. Плавали, знаем! И поездили немало. Потом присмотрелся — и осекся на полуслове: к продукции фирмы Hägglund & Söner и ее «русифицированным» версиям рыжая машинка, как оказалось, отношения не имеет. Ее историческая родина — Финляндия, где она называется Nasu-110, а в России представлена как ЗВТ 7300 Тролль. И с точки зрения современного русского языка это название — с двойным смыслом...
Уверен, что «потроллили» не меня одного. Шведский Лось и финский Тролль - если не клоны, то близнецы-братья: с первого взгляда не отличишь!
Техническую родословную финской машины (к слову, она все же чуть больше и тяжелее «шведа») помогает установить название: словечко «Nasu» - это сокращение от «Nauha-Sisu» (буквально с финского: Sisu на гусеничном ходу). Разработчик, компания Sisu Auto, проектировала эту машину для вооруженных сил Финляндии, а прототипом действительно был уже стоявший на вооружении НАТО шведский Hägglunds Bv 206. Скорее всего, финских военных не устраивали эксплуатационные характеристики «шведа», который долгое время поставлялся в войска с прожорливым и шумным бензиновым двигателем (АР№6, 2004).
На первый взгляд, конструкция полностью «слизана»: компоновка, грузоподъемность, пассажировместимость, кинематическая схема - все как у «шведа». И такие же разлапистые гусеницы, перекрывающие едва ли не всю ширину корпуса. Но финская машина построена по настоящей «амфибийной» схеме: все агрегаты размещены внутри несущих алюминиевых лодок, которые накрыты сверху пластиковыми кабинами. В производстве такая конструкция дороже каркасно-фибергласовых модулей (компания Hägglund & Söner использовала именно такую технологию), зато собирать, обслуживать и ремонтировать машину лодочной компоновки проще.
Упругие элементы (сайлент-блоки) в поворотно-сцепном устройстве (оно отвечает за управляемость и отводит мощность на активный прицеп) заменены на сферические шарнирные соединения (в отличие от резинок, они меньше подвергнуты механической усталости), а складывание звеньев производится не одинарными, а сдвоенными гидроцилиндрами, которые в движении выполняют еще и функции амортизаторов, сглаживая рывки и снижая галопирование.