Константин Сорокин поездил на вездеходе с прицепом ЗВТ 7300 Тролль

Фото: Константин Сорокин

Вездеход с прицепом, промчавшийся по глубокой снежной целине, я встретил как старого знакомого. Лось! А по-шведски — Hägglunds Bv 206. Плавали, знаем! И поездили немало. Потом присмотрелся — и осекся на полуслове: к продукции фирмы Hägglund & Söner и ее «русифицированным» версиям рыжая машинка, как оказалось, отношения не имеет. Ее историческая родина — Финляндия, где она называется Nasu-110, а в России представлена как ЗВТ 7300 Тролль. И с точки зрения современного русского языка это название — с двойным смыслом...

Уверен, что «потроллили» не меня одного. Шведский Лось и финский Тролль - если не клоны, то близнецы-братья: с первого взгляда не отличишь!

Техническую родословную финской машины (к слову, она все же чуть больше и тяжелее «шведа») помогает установить название: словечко «Nasu» - это сокращение от «Nauha-Sisu» (буквально с финского: Sisu на гусеничном ходу). Разработчик, компания Sisu Auto, проектировала эту машину для вооруженных сил Финляндии, а прототипом действительно был уже стоявший на вооружении НАТО шведский Hägglunds Bv 206. Скорее всего, финских военных не устраивали эксплуатационные характеристики «шведа», который долгое время поставлялся в войска с прожорливым и шумным бензиновым двигателем (АР№6, 2004).

Формально с внутренними габаритами головного звена у Тролля все в порядке. Но из-за широкого и высокого кожуха, которым закрыт силовой агрегат, пассажирам первого «вагона» тесновато. А еще сидящему впереди обязательно нужен горизонтальный поручень — как дополнительная точка опоры

На первый взгляд, конструкция полностью «слизана»: компоновка, грузоподъемность, пассажировместимость, кинематическая схема - все как у «шведа». И такие же разлапистые гусеницы, перекрывающие едва ли не всю ширину корпуса. Но финская машина построена по настоящей «амфибийной» схеме: все агрегаты размещены внутри несущих алюминиевых лодок, которые накрыты сверху пластиковыми кабинами. В производстве такая конструкция дороже каркасно-фибергласовых модулей (компания Hägglund & Söner использовала именно такую технологию), зато собирать, обслуживать и ремонтировать машину лодочной компоновки проще.

Силовой агрегат Тролля — это трехлитровый турбодизель Iveco (на оригинальных натовских транспортерах Nasu-110 установлен дизель GM) и шестиступенчатая автоматическая грузовая коробка передач Allison. Не исключено, что впоследствии основным двигателем для российских вездеходов станет м­отор Steyr M16, прошедший обкатку на Лосях и заволжских снегоболотоходах Бобр

Упругие элементы (сайлент-блоки) в поворотно-сцепном устройстве (оно отвечает за управляемость и отводит мощность на активный прицеп) заменены на сферические шарнирные соединения (в отличие от резинок, они меньше подвергнуты механической усталости), а складывание звеньев производится не одинарными, а сдвоенными гидроцилиндрами, которые в движении выполняют еще и функции амортизаторов, сглаживая рывки и снижая галопирование.

Из-за дефицита свободного места по ширине селектор управления автоматической коробкой передач пришлось перенести наверх. Контрольные лампы, расположенные по правую руку водителя, видно хорошо
Многие агрегаты Тролля снабжены электрифицированными приводами, и для вездехода, работающего в сложных условиях вдали от цивилизованного сервиса, это скорее недостаток
0 / 0

Если верить скандинавским мифам, тролли забавлялись похищением людей. Рыжий может утащить десятерых (четырех в головном звене и шестерых в «хвосте»), но если пассажиры не из тех, что покупают билеты только бизнес-класса, то в обоих звеньях можно спокойно разместить человек пятнадцать. Но, как любая машина, разработанная в первую очередь для военных, Тролль не отличается «входным гостеприимством»: забираясь внутрь, каждый раз приходится соображать, с какой ноги и в каком направлении сделать первый шаг, чтобы не застрять на полпути в кабину.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи