Примеряем «самый дешевый автомобиль в мире», индийский Bajaj Qute
«Самый дешевый автомобиль в мире», индийский Bajaj Qute, в России сертифицирован как квадрицикл категории L7. У машинки одноцилиндровый бензиновый двигатель над задней осью и мотоциклетная секвентальная коробка передач, а максимальная скорость не превышает 70 км/ч. На родине Bajaj Qute стоит две с небольшим тысячи долларов, однако российская базовая цена к началу продаж выросла до 330 тысяч рублей — примерно столько стоил только что ушедший с рынка Daewoo/Ravon Matiz. А мы взяли на «примерку» машину с опциями: печкой (16,5 тысячи рублей) и закрывающимся на ключ салоном (2 тысячи). Но — с прозрачными пластиковыми шторками на окнах: за стеклопакет надо доплачивать еще 15 тысяч.
Всемирный день без автомобиля я встретил с ключом от Бажажа. Поддержал, так сказать, акцию. Двери есть, равно как и руль, педали и пластиковая крыша. И даже магнитола с USB-входом. Но автомобиля нет.
По документам Bajaj Qute значится мотороллером, то есть на него нужны права категории А, однако у меня в кармане еще и сопроводительное письмо из ГИБДД, которое как бы разрешает считать его квадрициклом и садиться за руль с правами категорий B или B1. Вот я и сажусь.
Молнии и пряжки на дверях, мутные клеенчатые окна, привязные ремни и прикрученный к полу стул с холодным дерматином... Где здесь кандалы и плети? Bajaj Qute внутри выглядит как игрушка для взрослых, причем в самом сомнительном понимании. Садомазороллер. Хотя это единственное, что объясняет его цену: господа желают страдать.
Мне повезло: кто-то оставил в салоне старую газету. Ветер сквозит через оконные швы, салон согревается только дыханием водителя, стекла постоянно потеют — но если быстро вытирать их газеткой, то можно ехать, даже не расстегивая форточку. Проблема только в том, что нужно успевать еще и переключать передачи. Газета — рычаг, газета — рычаг. А на скорости уже необходимо рулить двумя руками, потому что стабильностью Bajaj напоминает офисное кресло на колесиках.
Пару раз на светофорах мне удалось просочиться между потоком и бордюром, хотя после того, как в Москве заузили дороги, лазеек для Бажажей почти не осталось. Преимуществ на платной парковке тоже нет: деньги не берут только с двухколесной мототехники. Строго по ПДД мотороллер Qute не имеет права выезжать на МКАД, на Третье транспортное кольцо, на загородные автомагистрали, но и на велосипедные дорожки въезд ему тоже закрыт.