Bajaj Qute: самый дешевый автомобиль в мире?
По всем признакам перед нами именно автомобиль: четырехдверный закрытый кузов с двумя рядами сидений, четыре колеса и привычные органы управления в виде руля и педалей. Но сертифицирован Bajaj Qute все же не как автомобиль, а как квадрицикл: такой подход позволил обойти современные требования безопасности и экологии. А в итоге сделать машину экстремально дешевой: всего 2000 долларов. Хотя один из пунктов индийского законодательства, напротив, приходится менять специально под выпуск модели Qute!
Индийская компания Bajaj — один из крупнейших производителей мототехники: ежегодный объем производства достигает четырех миллионов штук. А по выпуску трехколесных транспортных средств (почти полмиллиона в год!) она и вовсе лидирует в мире. Идея же создания четырехколесной «авторикши» появилась у главы компании Раджива Баджаджа сразу после того, как на индийском рынке провалился микрокар Tata Nano. Баджадж убежден, что для массового индийского автомобиля эта четырехдверка оказалась недостаточно дешевой. Действительно, Nano по рекламной цене 100 тысяч рупий (1500 долларов по нынешнему курсу) удалось купить лишь небольшому числу первых клиентов. В последнее время цены начинались с 2250 долларов, а обновленная Tata Nano GenX и вовсе подорожала до 3000 долларов.
Поэтому еще в 2010 году на фирме Bajaj приступили к созданию первого в своей истории четырехколесного автомобиля. Уже в январе 2012 года был представлен первый прототип Bajaj RE60, после чего Раджив Баджадж начал долгие переговоры с руководством страны о том, чтобы снять запрет на продажи квадрициклов в частные руки. Да-да, в Индии знаменитые тук-туки могут использоваться только в коммерческих целях: например в такси. Против внесения подобных изменений в законодательство противятся крупные автопроизводители, включая ту же Тату, ведь в случае успеха «авторикша» уведет у них множество покупателей. Зато новинкой очень заинтересовались в соседних странах, поэтому на днях Раджив Баджадж, не дожидаясь поправок в индийские законы, все же объявил о старте производства авто-квадроцикла.
По компоновке Bajaj Qute почти повторяет оригинальную Тату Nano: высокий однообъемный кузов, маленькие колесики по углам, почти отсутствующий багажник (44 литра) с доступом через салон и расположенный над задней осью двигатель. Одноцилиндровый бензиновый четырехтактник объемом 216 «кубиков» развивает 13,5 л.с., отвечает нормам Евро-3, работает в паре с мотоциклетной пятиступенчатой секвентальной коробкой передач и способен разогнать Qute снаряженной массой менее 400 кг до 70 км/ч. Вскоре должны появиться версии, работающие на метане и пропане.
Кузов стальной, но крыша сделана из пластика. Авто-квадрицикл всего на ладонь длиннее смарта (2752 мм), а по ширине уступает ему аж 250 мм (1312 мм), но аскетичный салон, тем не менее, рассчитан на четырех седоков. Здесь простейшие стульчики, минимум отделки, а на передней панели — только спидометр с набором контрольных ламп, рычаг коробки передач, блок клавиш и два запираемых бардачка. Ни о каких современных средствах безопасности не может быть и речи.
Завод Bajaj в Аурангабаде способен выпускать по 60 тысяч таких машинок в год. Изначально их будут поставлять в 16 стран Азии и Африки вроде Нигерии и Египта, а там, глядишь, и индийское правительство разрешит продавать Qute частникам. Более того, в компании уверяют, что смогут сертифицировать авто-квадрицикл и в Европе!