Электропробег №2. Tesla Model Y, Skywell ET5 и BYD Yuan Plus — в Рязань через Тулу

Фото: Дмитрий Питерский

Весна! Крестьянин, торжествуя... Нет, не так. Зиму мы пропустили, но на ее излете все-таки устроили очередной электропробег: спасибо нашему партнеру Авито Авто. Причем официально продающийся в России электромобиль в этой тройке лишь один — Skywell ET5. Увы, Москвича 3e «еще нет в пресс-парке», как сообщили нам на столичном заводе МАЗ, а Моторинвест просто отказал — так что и Evolute, и Voyah остались за бортом. Выручили компании Рольф Electro и Автоэлектро: Tesla Model Y в версии Long Range и BYD Yuan Plus пусть и «параллельные», зато вот они, перед вами.

Куда путь держим? В Рязань и Тулу. Работают ли зарядки по маршруту — и сколько на полной батарее пройдут все три электрокроссовера?

Лечение электрофобии

— Костян, не переживай! Это же Лонг Рейндж с большой батарейкой и европейским зарядным разъемом. Доедешь без проблем! Только карточку не забудь, это ключ. Разберешься?

Я понимал, что от электрофобии и негативного отношения к электротранспорту мне рано или поздно придется лечиться, но не ожидал, что редакция решится на шоковые методы. Слушайте, где я, бензиновый ретроград, — и где Tesla Model Y?

Пляски вокруг припаркованной «электрички» с карточкой в руках продолжались минут пять и со стороны выглядели шаманским обрядом. Казалось, что на кузове Теслы уже не осталось места, которого бы не коснулся «проездной». Но когда я уже отчаялся и решил звать на помощь, электромобиль вдруг сменил гнев на милость и распахнул двери. Может, в объективах камер умной Теслы я выглядел злоумышленником и бдительный режим Sentry Mode и не торопился пускать меня внутрь?

Что нужно в электропробеге? Правильно, прежде всего теплая одежда, потому что вариант ночевки в разряженной машине никто не отменял. А еще нужен целый ворох переходников и зарядников для гаджетов — они у меня в этой коробочке

Но скорее всего, просто глючила ­радиочастотная идентификация. Ведь технология NFC, на которую опирается тесловская система доступа, — штука далеко не безупречная. И между прочим, «дырявая»: обманный метод relay attack (суть — удлинение радиоканала и симуляция владения RFID-картой), которым пользуются угонщики электромобилей с NFC-доступом, известен со времен царя Гороха и до сих пор актуален.

Пачкаясь, я поддел пальцем «аэродинамическую» дверную ручку — а внутри вспомнил демарш нашего эксперта ­Цыпленкова, который отказался оценивать эргономику Теслы по привычной шкале. Как же я тебя понимаю, Ярослав! И дело не столько в том, что нужно вычеркнуть из сознания все привычки и начать мыслить гаджетными категориями. А безопасность? Что-то не верится, что в критической ситуации мои пальцы быстро найдут правильную иконку.

Не автомобильный интерьер, а домашний кинотеатр. Мне кажется, я к этому никогда не привыкну...

Стартовать нам предстояло вчетвером: моя Tesla, еще два электрокроссовера Skywell ET5 и BYD Yuan Plus и бензиновый Haval H9, в багажнике которого были все необходимые буксирно-эвакуационные причиндалы — этому нас научил опыт нашего питерского электропробега.

Роль буксировщика Haval H9 так и не примерил, а вот камеракаром отработал на отлично. Мы не играли в экоралли, но за время поездки смогли добиться от H9 расхода 11,4 л/100 км. Заправляли, кстати, 92-м бензином — разрешено производителем

Но в этот раз никакой гонки! Мы просто проверяем реальный запас хода электромобилей и мониторим ситуацию с быстрыми зарядными станциями, которые с недавнего времени почти все стали платными, — возможность даром заряжать электрокары теперь экзотика, и ее, в частности, предоставляет столичная сеть «Энергия Москвы» с зарядными станциями переменного (на 22 кВт) и постоянного (на 50 кВт) тока. Мобильные приложения, которыми мы пользовались два года назад, тоже уже неактуальны — скачивать надо российский программный продукт «Россети Электротранспорт», к которому нужно привязать банковскую карту, виртуальную или реальную. Во время зарядки в приложении отражается статус зарядки (потребляемая мощность, расход электроэнергии, текущий уровень заряда батареи и прогноз завершения процесса), а деньги списываются автоматически. Работу этой сети и в целом инфраструктуры зарядок в Московской, Тульской и Рязанской областях мы и проверим. Выберем ряд ключевых точек, заедем, подключимся, посмотрим на результат, выдернем разъем — и двинем дальше.

Похоже, платная электрификация дорог приносит свои результаты. Если два года назад на главной трассе страны, M11, из десятка бесплатных зарядок Россетей рабочими оказались только три (!), то с началом взимания платы общий прогресс налицо. Неработающих, «развандаленных» или просто бесхозно-брошенных терминалов вдоль нашего маршрута нам не попадалось — все оборудование выглядело свежим и аккуратным, а территория вокруг казалась ухоженной. Эксплуатанты говорят, что ситуация здесь точь-в-точь как с платными и бесплатными туалетами: работоспособность оборудования и своевременная уборка территории стоят денег. Кстати, по действующим нормативам на устранение неисправностей платных электротерминалов отводится от 12 до 48 часов, в зависимости от статуса автодороги.

Мозговой штурм. И похоже, главный мозг здесь — Tesla

Признаюсь, что процесс зарядки электромобиля «по интернету» поначалу показался мне слишком замороченным, но я разобрался — и с приложением, и с зарядной станцией, и с Теслой. И с интересом наблюдал, как голодная «электричка» пополняла запас энергии. Сначала она сделала несколько больших жадных глотков (потребление достигало 86 кВт), потом сбавила темп, выдержала паузу, словно переваривая проглоченное, и начала неторопливо добирать киловатты. Сомелье говорят, что именно так нужно пить пиво. За полный «бак» по тарифу (72 кВт·ч по 19 руб.) я отдал 1400 рублей — и увидел на планшете оптимистичные 523 км пробега. Ура, первые симптомы выздоровления налицо — электрофобия отступает!

523 км на полной зарядке? В реальности Tesla осилила на 63 км меньше, но и это отличный результат!

Правда, мобильное приложение Россетей оказалось довольно глючным. И ­что-то не так с программным обеспечением самих станций. Потому что в некоторых местах оборудование срабатывало через раз, причем непонятно, по какой причине. Несколько раз нам пришлось звонить в техподдержку. Оператор удаленно перегружал станцию и даже открывал доступ к «быстрому» электричеству в обход приложения — по номеру телефона.

И еще: ну почему владельцы обычных автомобилей паркуются на зарядных местах для электромобилей, перекрывая доступ к разъему? Причем так поступают не только посетители заправок и таксисты, но явно и сам персонал. Культур-мультур!

Несмотря на знаки, парковочные места у зарядных колонок зачастую занимают бензиновые машины

Вспоминая Volkswagen ID.3, я сразу включил на Тесле режим самой сильной рекуперации, потому что два года назад мне очень понравилось управлять электромобилем одной педалью. А Tesla тормозит моторами очень эффективно. Динамика у нее вообще убойная, а связь по акселератору — это убийство при отягчающих обстоятельствах, потому что ни бензиновым моторам, ни турбодизелям такое недоступно в принципе.

На капоте Теслы символичный знак: Model Y Long Range — это молниеносный электромобиль. Динамика бешеная!

Однако спортивная острота реакций у Model Y явно избыточна — пришлось полностью «распустить» усилие на руле. Подозреваю, что ограниченная работоспособность автопилота в бета-версии связана именно с особенностями рулевого управления: как только машина начинала шарахаться в полосе, автоматическое вождение безвозвратно вырубалось. Впрочем, автопилотирование в России — это удел безрассудно смелых людей.

Полпути нас преследовала отвратительная погода, и, каждый раз попадая под дождь, я украшал эргономические оценки новыми эпитетами. Ладно настройка зеркал, в конце концов к ним обращаешься не каждый день. Передний багажник и перчаточный ящик я тоже готов открывать через меню. Но хотя бы управление стеклоочистителями можно было сделать по-людски, чтобы не тыкать пальцем в экран? Тем более что автоматический режим щеток работает криво, и ему никакого доверия.

Электромобили в рязанском отеле можно заряжать только днем — Tesla впустую простояла в подземном паркинге целую ночь!

Для ночлега в Рязани мы выбрали гостиницу «АМАКС Конгресс-отель» — главным образом потому, что на ее парковке имелась бесплатная зарядная станция для электромобилей. Но на вопрос о том, как можно ей воспользоваться, девушка на рецепции ответила растерянной улыбкой и вздернутыми бровями. Потом, путаясь, сообщила, что на самом деле зарядка платная, но для проживающих действуют скидки. Затем извинилась, пообещала разобраться, принялась куда-то звонить — и наконец выяснила, что станцию включает специально обученный техник, который уже ушел домой. Прелестно, правда?

И тут мы обнаруживаем, что в двухстах метрах от нашей гостиницы располагается ни много ни мало рязанский офис Россетей, на территории которого тоже есть зарядка. Аллилуйя!

Зарядную станцию мы действительно увидели. За забором. Охранник через домофон поведал, что все давно ушли домой, а он здесь работает недавно и про зарядку ничего не знает. Дежавю...

А это гостеприимство рязанского отделения Россетей: зарядка на закрытой территории, да к тому же не работает

И хотя электрик в гостинице наутро все же включил ток, как и обещал, но мы решили не тратить время — и тронулись в сторону Москвы. Разряженную Теслу с полупустой батареей (запас электричества — на 30 км пути) я передал ­Олегу Растегаеву, и он проехал аж 45 км до следующей зарядной станции на нашем маршруте. Таким образом, Tesla Model Y Long Range прошла на одной полной зарядке 460 км. Браво! А на дистанции в 673 км Тесле потребовалось 126 кВт·ч электроэнергии с расходом 18,7 ­кВт·ч/км — по сегодняшним расценкам это 2394 рублей. То есть из трех наших электрокроссоверов Tesla и самая мощная, и самая экономичная. Неужели у Илона Маска так никто и не отберет пальму электропервенства?

За рулем Теслы очень тяжело быть законопослушным и держать себя в рамках ПДД. За всю поездку я получил только один «скоростной» штраф и считаю это подвигом!

Китайский Skywell после общения с Теслой произвел впечатление ископаемого динозавра. В чем-то это даже хорошо, потому что эргономических плюсов здесь куда больше. Но ET5 производит впечатление неимоверно тяжелой машины с очень низкой — буквально автобусной — чувствительностью рулевого управления. И с ужасной подвеской с выраженными вторичными колебаниями задней оси. Еще у Скайвелла очень «длинная» педаль акселератора, а в ­раззазоренном редукторе слышны удары из-за люфта или выработки. Здесь дурит микроклимат (в дождь стекла сильно потели), а у заднего дворника нет прерывистого цикла. Система удержания в полосе вязкая, грубая в работе, силой утаскивающая машину в сторону. Рекуперативное торможение, по сравнению с Теслой, выражено заметно слабее, так что тормозами водитель ET5 вынужден пользоваться чаще. И сильно раздражал замороченный планшет, тачскрин которого срабатывал через раз.

Tesla — умница-разумница. Все знает и все записывает. И я не уверен, что мне это нравится

А вот BYD Yuan Plus понравился куда больше. Налицо интересный эргономический баланс рабочего места водителя — комбинация приборов, установленная в просвете рулевого колеса, смотрится уместно и выглядит полезной. Cелектором выбора ездовых режимов можно пользоваться вслепую, не контролируя текущее положение по дисплею: щелк-щелк — как же удобно! Даже жалко, что проехал на этой машине немного. Так что не исключаю, что именно BYD Yuan Plus может стать моим электрофаворитом.

Официально представленных в России моделей электромобилей пока немного, а что происходит с продажами машин с пробегом? По данным Авито Авто, они уверенно растут: в первом квартале 2023 года — на 78,9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. И сразу на 264,1% по сравнению с 2021-м. Причем средняя цена покупки немаленькая — 3,3 млн рублей.

Среди брендов по итогам января — марта 2023 года лидирует Nissan: 27,4% от общих продаж электромобилей с пробегом. Но средняя цена составила 738 тысяч рублей: это «возрастные» праворульные хэтчбеки Nissan Leaf из Японии. Неудивительно, что на долю Приморского края пришлось 24,8% от общих продаж в России.

На втором месте — Tesla с долей рынка 18,4% и средней ценой 4,3 млн рублей. Самая популярная модель этого бренда в России — Tesla Model 3 со средней ценой 3,5 млн рублей и долей в продажах 7,9%. Она же держит второе место в сводном рейтинге моделей: лидирует в нем Leaf, а четвертое и пятое места занимают Tesla Model Y со средней ценой 5,7 млн рублей (доля в продажах — 4,4%) и Tesla Model S (доля 3,3%) с невысокой средней ценой 3,3 млн: очевидно, как в случае с Лифами, ее снижают ранние машины с большими пробегами.

На третьей строчке рейтинга брендов — Volkswagen со средней ценой 3,6 млн рублей, причем его доля в общих продажах электромобилей с пробегом значительно выросла, до 11,9%, а кроссовер ID.4 вклинился на третье место рейтинга моделей (6,8 % всех продаж и  средняя цена 3,3 млн). Четвертое место у BMW с самой высокой средней ценой 7,6 млн и долей 4,9%. Причем в первом квартале 2023 года продажи не новых электрических BMW выросли на 290,6% по сравнению с 2021-м.

А вот китайские марки на вторичном рынке пока только набирают обороты: BYD замыкает топ-5 брендов электромобилей с пробегом со средней ценой 3,8 млн рублей. Но доля бренда BYD в общих продажах электромобилей с пробегом достигла 4,7%  — меж тем как в аналогичные периоды 2022 и 2021 годов она держалась на уровне всего 0,2%.

Еще в топ-10 самых продаваемых моделей электромобилей с пробегом вошли Volkswagen ID.6 Crozz, Tesla Model X, Hongqi E-HS9, BMW iX и Porsche Taycan. А среди регионов после лидирующего Приморья второе место держат Москва и Подмосковье — 24,5% продаж со средней ценой 4,5 млн. Следом идут Краснодарский край (6,6%), Санкт-Петербург и Ленинградская область (4,4%), а также Новосибирская область (4,3%).

Небесный тихоход

На парах бензина — то есть на последних электронах в тяговой батарее — подползаю к спасительной зарядной станции в полях где-то за Луховицами на трассе М5. Втыкаю заветный кабель быстрой зарядки постоянным током ССS в разъем за простеньким, незапирающимся лючком. Запускаю процесс через приложение на смартфоне. Колонка щелкнула, загудела — и повеяло теплом: есть контакт. Но смотрю на экран и грустнею: станция выдает всего 2 кВт мощности. Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого электропылесоса! Хотя Skywell ET5 напоминает скорее о телевизорах — ведь именно на них специализируется компания Skyworth. И ­­ЖК-панели, говорят, делает неплохие.

Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи