Ударим током: 1000 километров на электромобилях по М11
А поехали на электромобилях! В Питер. На время.
В принципе, любое из этих предложений можно считать признаком определенного диагноза. Но мы все-таки сделали это. Собрали Audi e-tron, Jaguar I-Pace и Porsche Taycan, официально продающиеся в России, добавили к ним Nissan Leaf, Volkswagen ID.3 и Теслу Model 3. И поехали наперегонки почти до Санкт-Петербурга: устроили 1000-километровый пробег из Москвы и обратно по трассе М11.
Тогда мы еще не знали, что всю дистанцию осилит только один электромобиль.
Nissan Leaf: батарея огонь
Я с самого начала знал, как выиграть эту гонку. Хотя само слово «гонка» у нас было под запретом: повторять подвиги Эдварда Била нам нельзя. Поэтому сразу решили, что будем ехать в рамках ПДД. Но — кто быстрее.
Идея настолько понравилась коллегам, что регламент мы обсуждали всего лишь полгода. Опустим сотни писем в электронной почте, но в итоге было решено, что отправимся мы не в Питер, а на дистанцию в 1000 км — от Шереметьево до Тосно и обратно, чтобы уложиться хотя бы в сутки. Стартуем не все сразу, а с интервалом — как в ралли, чтобы не мешать друг другу на зарядках.
Почему М11? Потому что полгода назад именно на трассе Нева компания Россети поставила 13 станций для зарядки электромобилей — шесть на стороне в Питер и семь на стороне в Москву. На станциях есть набор почти всех известных в природе зарядных разъемов, включая и штекеры быстрой зарядки постоянным током мощностью до 120 кВт. А если учесть, что колонки пока работают в бесплатном режиме, то получается почти «русский Supercharger». Причем колонки стоят через каждые 100—120 км, а это значит, что расстояние между ними по плечу даже электромобилю с самой скромной батареей.
Когда мы готовили этот пробег, то предполагали, что все его участники преодолеют дистанцию примерно за 14—16 часов. Разброс не мог быть большим, потому что 1000 км — это около десяти часов в пути по магистрали плюс время на быструю зарядку, скорость которой примерно одинакова для всех. Разница между победителем и аутсайдером, выраженная в часах и минутах, должна была отражать цену прогресса: чем эффективнее электромобиль, тем лучше он экономит наше время
Мы взяли электромобили почти всех марок, до которых смогли дотянуться, — разве что JAC iEV7S оставили за бортом, учитывая его единичные продажи. Да, Nissan Leaf официально не продается в РФ, но на вторичке даже у нас это нынешний бестселлер. А будущий — возможно, именно Volkswagen ID.3, причем к нашему пробегу эту самую машину, ввезенную в Россию в ознакомительных целях, переобули в летние шины.
Ну а Tesla — это, понятное дело, Tesla. К тому же нашли Model 3 в самой дальнобойной конфигурации Long Range.
Однако я вовсе не считал, что чемпион очевиден. У меня с самого начала был план на победу. Надо было только его придерживаться.
Итак, добро пожаловать в чудный мир электромобилей, где все почти как у Льюиса Кэролла. Чтобы двигаться быстро, нужно ехать медленно. Для электромобиля скорость — это тормоз. Чем быстрее едешь, тем больше энергии расходуешь и тем больше времени теряешь на зарядку. Это примерно как бег с раскрытым парашютом, когда лучше всего просто спокойно идти. Just keep walking.
Но еще в январе я взял Audi e-tron, проехал про трассе М11 и постиг секретное знание: если ехать быстро на электромобиле не позволяет техника, то ползти мешает психика.
Да, с одной стороны, на легальной для М11 скорости 150 км/ч (с учетом нештрафуемого порога в 20 км/ч) заряда в батарее едва хватает, чтобы дослушать хотя бы один альбом RHCP. Но с другой стороны, езда на 100 км/ч по М11 — это темп, при котором от столба до столба ты успеваешь достать веревку и намылить ее, чтобы повеситься со скуки прямо на зеркале заднего вида. Доехать так даже до Тосно выше человеческих сил, и я был уверен, что ставка на стратегию «тише едешь, дальше будешь» доведет не до финиша, а до психушки.