Потепление и ДВС: кто виноват?
Стылый ветер, зябкий дождь и тучки небесные, вечные странницы, — вот такое у нас лето 2017 года. А в 2010-м было жарко, горели леса. А про холодное лето 1953 года даже фильм снят. А в 1930-м в Европе... Неужели во всех этих природных капризах виноват человек — и двигатели внутреннего сгорания?
Пару недель тому назад я не упустил возможности сделать несколько кругов по автодрому Moscow Raceway на «заряженных» Audi. От универсала RS 6 удовольствия на треке было, увы, немного: тяжеловат. От купе S5 — еще меньше. А вот среднемоторный Audi R8 с атмосферной «десяткой»... Боже, какой кайф! Веселая тяга, искрящаяся, радостная, высокооборотная и большеобъемная. А управлять углом заноса можно с точностью до градуса, настолько точны и остры реакции на акселератор.
Но пересаживаешься в Audi S5 — и... Я ведь помню, какой отзывчивой и честной была предыдущая «эс-пятая» с V-образной «восьмеркой». Безнаддувной. А нынешний битурбомотор V6 — это секундный турболаг и никакого веселья.
И все для того, чтобы уложиться в требования Европейской комиссии по выбросам СО₂.
Углекислота! Вот оно, якобы худшее из всех климатических зол. Сжигаем уголь, нефть и газ, выбрасываем в атмосферу СО₂, тем самым усугубляем парниковый эффект — и, мадам, уже падают листья, тают ледники, повышается уровень Мирового океана, и Земля вот-вот налетит на небесную ось.
Но почему же тогда так холодно? Потому что нарушение термобаланса планеты грозит нам то экстремальной жарой, то заморозками, то наводнениями, учат нас климатологи. Дескать, global warming — это не понос, так золотуха. И виноваты во всем этом, конечно, мы, люди.
Меж тем есть такая наука — палеоклиматология. Если пробурить в леднике Гренландии или Антарктиды глубокую скважину, напилить из керна образцы, соответствующие каждой конкретной глубине залегания, раскрошить их в вакуумной камере и отправить содержимое микропузырьков в спектрохроматограф, мы получим графики концентрации СО₂, кислорода и метана. А изотопный анализ поможет узнать возраст образца и вычислить среднегодовую температуру.
Так остывает Земля: температура постепенно снижается на протяжении всей нынешней кайнозойской эры — но не плавно, а скачкообразно, с постоянными локальными потеплениями и похолоданиями, порой весьма значительными
И oкажется, что на графиках — постоянное чередование длинных, по 80 тысяч лет, ледниковых эпох и коротких межледниковий, то есть периодов глобального потепления. Чем же вызваны эти колебания последние 800 тысяч лет — неужели тем, что питекантропы столь же безответственно, как и мы, сосали нефть из недр нашей матушки-планеты, чтобы раскатывать на доисторических Ferrari и Lamborghini?