Франкфурт по-мюнхенски: станет ли IAA 2021 символом возрождения международных автосалонов?

Франкфурт по-мюнхенски: станет ли IAA 2021 символом возрождения международных автосалонов?
Прямоток | АР №19 2021
Фото: компании-производители

С этого года в истории выставки IAA началась новая глава: проводимое раз в два года мероприятие, прежде известное как Франкфуртский автосалон, впервые с 1951 года прошло в Мюнхене. Теперь это IAA Mobility — и чудо, что легендарное мотор-шоу все-таки провели.

Тенденцию сложно не заметить: если в 2017 году Франкфуртский автосалон посетили 810 тысяч человек, а в 2019-м — лишь 560 тысяч, то на этот раз в залы мюнхенского экспоцентра пришли всего 400 тысяч.

Да и крупных экспонентов в Мюнхене было куда меньше, чем в былые годы. Не решились выставиться даже такие гиганты, как General Motors, Toyota и альянс Stellantis. Как результат, правил бал Daimler: вместе с более-менее традиционным кросс-универсалом ­Mercedes-Benz C-класса, которому досталась приставка All-Terrain от старшей «ешки», дебют справил гибридный 843-сильный лифтбек с длинным названием Mercedes-AMG GT 63 S E Performance, а также квартет полностью электрических моделей во главе с новым седаном EQE. Посетителям показали переведенный на электротягу G-класс (под него уже и самостоятельный индекс EQG выделили), а компанию ему составили лифтбек ­Mercedes-AMG EQS 53, ставший первым серийным электромобилем подразделения AMG, и построенный на общей для последних крупных EQ-моделей модульной платформе MEA четырехместный кроссовер Mercedes-Maybach EQS с 24-дюймовыми колесами, цифровой передней панелью Hyperscreen в салоне и штурвалом вместо руля.

Слева направо — роскошный кроссовер Mercedes-Maybach EQS, пятидверный ­Mercedes-AMG EQS 53, внедорожник Mercedes-Benz EQG и седан EQE

Концерн Volkswagen в этот раз прошелся по верхам, ограничившись несколькими премьерами среднего звена под разными брендами. Дизайнерский концепт-кар Audi Grandsphere (говорят, предвестник «а-восьмой» нового поколения), компактный паркетник Volkswagen ID. Life, маленький хэтч Cupra UrbanRebel и гоночный Porsche Mission R — все, как на подбор, с электрической начинкой. Плюс купеобразный Volkswagen ID.5 GTX, который встанет на конвейер в следующем году.

В отличие от нынешних ID-электромо-билей этот Volkswagen ID. Life переднеприводный, а цены к 2025 году должны начинаться c 20 тысяч евро

У BMW в статусе новинок, не рассекреченных ранее, предстали лишь футуристичный концептуальный однообъемник BMW i Vision Circular, разработанный с широким применением вторсырья, и водородный предсерийный кроссовер iX5 Hydrogen, в который превратился показанный два года назад шоу-кар i Hydrogen Next. Для родного Мюнхена баварцы не расщедрились на премьеры.

BMW i Vision Circular на 30% состоит из переработанного вторсырья, его руль напечатан на 3D-принтере, а тяговая батарея рассчитана на 100-процентную утилизацию

Стенд Renault украсил электрический и уже серийный Megane E-Tech, который первое время будут выпускать параллельно с классическим Меганом. А еще французы привезли седан Mobilize Limo, который компания будет предлагать исключительно по подписке для такси и каршеринга, и универсал Dacia Jogger, имеющий все шансы со временем трансформироваться в новый Ларгус для нашего рынка.

Renault Megane E-Tech

Вдобавок на IAA 2021 показали укороченный европейский Sportage нового поколения (в России, как ожидается, будут продавать растянутую версию для Кореи, Америки и Китая), кроссовер smart Concept #1, современную реинкарнацию легендарной Изетты в лице крошечного Microlino 2.0, а готовящийся к очередной высадке на рынках Старого Света Great Wall привез из Китая тепло принятые там машины под молодыми брендами Ora и Wey.

Kia Sportage

Негусто, однако.

И дело не только в пандемии. Хотя и в ней тоже — ведь, несмотря на принятые организаторами меры по «социальному дистанцированию», сам формат автосалона антигигиеничен. Посетители обязательно захотят сесть в машины — и придется или не пускать их, заперев двери, или обеззараживать салон после каждого зеваки. Чертовски неудобно.

Но падение посещаемости и «выставляемости» началось задолго до пришествия ковида — виноват интернет. Зачем везти во Франкфурт, Париж или ­Лос-Анджелес автомобили в комплекте с дизайнерами и инженерами и платить миллионы долларов за гигантские стенды, если можно снять небольшой, но информативный ролик на 15 минут с участием пары-тройки блогеров и опубликовать его на YouTube-канале в объявленное заранее время?

Поэтому выставке IAA еще, можно сказать, повезло. Хотя бы потому, что она все-таки состоялась. Ведь мотор-шоу в Нью-Йорке отложили почти на полтора года, а потом организаторы опять сообщили о вынужденном переносе за пару недель до запланированного открытия. Токийский автосалон и вовсе отменили без оглашения новых дат, Детройт кардинально сменил формат и место проведения, превратившись в местечковый фестиваль, — возможно, навсегда. Париж ждет своего часа в ­2022-м, Чикаго перенесли с февраля на июль, оставив зрителей без больших премьер, а худо-бедно готовящийся к возвращению в 2023 году Женевский автосалон рискует уйти в историю из-за финансовых трудностей. Лос-Анджелес после серии переносов затаил дыхание в преддверии ноябрьского мотор-шоу — будем держать кулачки. Кто остается на плаву? Нетрудно догадаться — Шанхаю и Гуанчжоу пока везет больше всех.

Но с другой стороны…

Если учесть, что из-за пандемийных барьеров в Мюнхене не было привычного потока иностранных журналистов и зрителей, а срок выставки был сокращен с традиционных одиннадцати дней до шести, то 400 тысяч — это успех. Получается, что по сравнению с доковидным 2019 годом дневная посещаемость даже с учетом сокращения числа гостей выросла на 32%!

И это вселяет надежду. Авто- или электромобиль — это по-прежнему реальная, физическая штуковина, которую оценить виртуально, дистанционно просто невозможно. И пример IAA показывает, что люди скучают по привычному формату живого общения с машинами и их создателями. Так что еще побродим по залам международных выставок. Особенно если победим зловредный и так надоевший нам всем коронавирус. 

Рекомендованные статьи