Ленинградское дело: история советского автомобиля Л-1 в цифрах и фактах

Фото: Автомобильный архивный фонд, Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, Степан Доронин, сайт oldcarbrochures.com

Федор Лапшин в репортаже с выставки Музея ГОН на ВДНХ рассказал о реплике первого отечественного автомобиля высшего класса Л-1 и упомянул, как создавали «советский Buick». Неужели 90 лет назад в Ленинграде за несколько месяцев действительно удалось построить с нуля шесть сложнейших машин?

Вопрос о переводе тракторного отдела легендарного ленинградского завода «Красный путиловец» на производство легковых машин типа Buick впервые рассматривался на Политбюро ЦК ВКП (б) 23 июня 1932 года. Сталин тогда отдыхал, доверив страну триумвирату Кагановича, Молотова и Орджоникидзе. Но уже на следующий день Иосиф Виссарионович написал из Сочи, что выделять 2 млн 900 тысяч рублей валютой на такое — расточительство, что на 20 тысяч лимузинов в стране просто может не хватить металла. Несмотря на это, проекту дали зеленый свет. Почему? Отчитываясь 17 января 1933 года об итогах объединенного пленума ЦК и ЦКК ВКП (б), вождь ленинградской парторганизации Сергей Киров заявил: «Мы поставили тракторное производство и далеко обогнали в этой отрасли все европейские страны. Здесь, в Ленинграде, мы должны будем разрешить новую задачу… по постройке легковых автомобилей европейского типа». Местные амбиции возобладали.

За образец приняли один из самых совершенных автомобилей своего времени — американский Buick 32-90 1932 модельного года. Верхнеклапанный восьмицилиндровый мотор с гасителем крутильных колебаний. Карбюратор с автоматической регулировкой подачи воздуха и подогревом рабочей смеси. Синхронизированная коробка передач. Сервопривод, позволяющий переключать скорости без выжима сцепления. Вакуумный усилитель тормозов. Гидравлические амортизаторы ­двустороннего действия с регулируемыми на ходу характеристиками.

К 1932 году Buick предлагал 26 моделей с тремя видами двигателей, тремя размерами колесной базы и 18 кузовами. В СССР выбрали одну из наиболее дорогих — семиместный седан Buick 32-90

Советский Buick было решено назвать Л-1. Известный автоисторик и журналист Лев Шугуров в своих публикациях в 70-х годах расшифровывал этот индекс как «Ленинград-1», хотя в журнале «За рулем» за 1933 год корреспондент Аркадий Млодик называет новинку «Легковой первый». В музее истории и техники Кировского завода нам подтвердили: сначала это был ­Легковой-1, а затем Ленинград-1 или Ленинградец-1 — название выбирали на конкурсе.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи