Путешествие в прошлый век: репортаж с весенней Олдтаймер-галереи

Фото: Андрей Хрисанфов

Не четыре, как обычно, а целых пять дней подряд — с 8 по 12 марта — в Сокольниках проходила очередная Олдтаймер-галерея, уже двадцать шестая по счету. Рассказывает наш специальный обозреватель Андрей Хрисанфов

Нынешняя экспозиция Галереи распадалась на две неравные части. В первом зале, сразу после входа, посетителей встречала привычная атмосфера, — с ларьками и лотками вдоль стен, с «антикварными» бюстами былых вождей, щедро выкрашенными серебрянкою, с разнокалиберной отечественной и зарубежной военной техникой, часть которой предлагалась к продаже прямо со стенда, и с немногочисленными «великими классиками» из Старого и Нового Света, в подавляющем большинстве своем уже неоднократно на публике «засвечивавшимися». Торговлю непрофильными товарами на сей раз предусмотрительно убрали в лишенную окон боковую секцию павильона, так что она не слишком сильно лезла в глаза, но все же коммерческая составляющая в этом разделе выставки явно доминировала.

Совсем иной дух царил в более просторном втором зале павильона, отданном под экспозицию, посвященную 110-летней годовщине собственного Его Императорского Величества гаража. Зал этот был старательно оформлен в стиле дореволюционной автомобильной выставки, какие проводились сто лет тому назад в Санкт-Петербурге, — с характерными гирляндами и фонарями, которые венчались двуглавыми орлами, с выполненными старинным шрифтом и сообразно правилам старинной орфографии вывесками над каждым экспонатом, — и на входе в эту анфиладу посетителей встречал первый русский автомобиль Яковлева и Фрезе, тщательно воспроизведенный мастерами музея Авторевю по единственно сохранившийся фотографии М.Дмитриева. Разумеется, такой машины в царском гараже никогда не было и быть не могло, государь император предпочитал технику импортную, а усилия наших пионеров автомобилестроения игнорировал. Но автомобиль этот достойно вписывался в компанию чопорных иномарок с зеркальными стеклами и начищенной до нестерпимого блеска латунной фурнитурой, — многие из которых предстали глазам посетителей Галереи впервые.

Машины в зале были расставлены свободно, и к каждой из них можно было подойти с любой стороны. De Dion Bouton и Lorraine-Dietrich, Phaenomobil и Mercedes, Delaunay-Belleville и Le Zebre, Studebaker и Buick, — на самом деле, конечно же, ни один из представленных на выставке экспонатов никогда не служил в царском гараже, тех экземпляров давно уж нет на свете, и лишь старые фотографии, развешанные по стенам зала, напоминают нам, как они выглядели. Самое главное место в торце зала по праву отвели единственному на свете уцелевшему автомобилю марки Руссо-Балт, тому самому, что все эти годы сохранялся в  экспозиции московского Политехнического музея. Машины данной российской марки, разумеется, тоже были представлены в царском автопарке, — чему свидетельством все те же развешанные на стенах фотографии; прямо к открытию Галереи организаторы подгадали выпуск объемистого и прекрасно оформленного тома, где собрана и подробнейшим образом откомментирована вся эта старинная фотохроника. Книгу можно было приобрести у самого входа в зал, под сводами которого взамен пресловутых «вальсов Шуберта» приглушенно звучали Моцарт, Верди, Чайковский и прочая популярная классика; французскими булками тоже никто не хрустел, — но дамы и кавалеры, одетые соответственно моде той давно минувшей эпохи, возле некоторых автомобилей стояли (в виде манекенов) и чинно мимо них прогуливались. Решение экспозиционного пространства в этом разделе смело можно оценить на твердую пятерку.

Осеннюю Олдтаймер-галерею в этом году решили не проводить, — в следующий раз гостей в Сокольники созовут будущей весною и снова на пять дней, с 7 по 11 марта. В качестве компенсации в мае и в августе нам обещаны два «ретрофеста» под открытым небом, которые будут проводиться здесь же в Сокольниках, на аллеях старинного парка.

Рекомендованные статьи