Истории создания автомобиля ГАЗ М-20 Победа в рассказе Дениса Орлова: как возникло название?
Самое интересное в истории автомобиля ГАЗ М-20 Победа- появление самого этого названия, «Победа». Узнать, как и когда оно возникло, пока не представляется возможным. Хотя... Может быть, дело было так?
Победителей можно и нужно судить…
Иосиф Сталин, февраль 1946 года
Хрестоматийная история Победы начинается с реплики Сталина, произнесенной на показе новых автомобилей в Кремле 19 июня 1945 года: «Невелика победа, но пусть будет Победа». Это высказывание кочует из книги в книгу, с сайта на сайт и ни у кого не вызывает вопросов. Понравилась машина вождю - приняли к производству, не понравилась - забраковали, как случилось с седанчиком КИМ-10-50 в 1939 году, когда сняли наркома и посадили директора завода. Нормальные византийские ухватки.
Но если Сталина что-то не устраивало в Победе, почему он не приказал ее переделать? Отчего ограничился пренебрежительным «невелика победа»? И что вождь имел в виду - если невеликую победу, с маленькой буквы, то над чем или над кем? Или Сталину не понравилось, что сама Победа невелика?
В планах Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗ новый легковой автомобиль возник еще перед войной, а техзадание было составлено и утверждено в феврале 1943 года.
Еще кровоточит ржевская «прорва», смешные кукрыниксовские «фрицы» только готовят Красной Армии вторую катастрофу под Харьковом. Впереди Курская дуга - великая битва, в которой маятник инициативы будет раскачиваться то в одну, то в другую сторону. А главный конструктор ГАЗа Андрей Александрович Липгарт на знаменитом февральском совещании в Наркомате среднего машиностроения в феврале 1943 года защищает передовую форму кузова будущего массового послевоенного автомобиля - он будет седаном обтекаемой формы, без выступающих подножек и разобщенных крыльев. (Война подсказала аналогию, и такую форму нарекли «понтонной».) Что было в техзадании? Колесная база - 2700 мм, масса - 1300кг. Двигатель - четырехцилиндровый, диаметр цилиндра и ход поршня - 82х94 мм, рабочий объем - 2,0л, мощность 50 л.с. при 3800 об/мин, максимальный крутящий момент - 12,5 кгм при 1600 об/мин. Коробка передач - трехступенчатая, главная передача - 5,11:1. Расход топлива - 10л/100 км. Размер шин - 6.00-16.
Так что будущая Победа с самого начала была невелика - речь шла именно о машине среднего класса. А на фоне тесного Москвича-400, который по прихоти Сталина полностью скопировали с немецкого автомобиля Opel Kadett (АР№16, 2008), ГАЗ М-20 и вовсе обещал быть гигантом.
Может, Сталину не понравилась форма победовского кузова?