Конь педальный и другие: в Москве открылся музей детских педальных машинок

Фото: Василий Костин

Автомобильных музеев только на территории Москвы и области по меньшей мере шесть, а вот публично доступное собрание педальных машинок пока единственное. Новая экспозиция, открытая в московском районе Коптево, принадлежит дилерскому центру «Фаворит Моторс» и располагается на его территории. В этой коллекции собраны практически все выпускавшиеся в СССР педальные машинки!

«Конь педальный» — не только обидное прозвище, но и транспортное средство

Такие игрушки в нашей стране делали сравнительно небольшими тиражами, а учитывая особенности эксплуатации, до наших дней нормально сохранились лишь немногие экземпляры. Да-да, для советских детей педальная машинка долгое время была ничуть не меньшей роскошью, чем для взрослых, — настоящий автомобиль. В основном такие игрушки распределяли по пионерлагерям и паркам отдыха.

А по названиям их производителей можно изучать советскую промышленность: Горьковский автозавод, Омский авиационный завод Полет, Московский машиностроительный завод «Знамя труда», Челябинский кузнечно-прессовый завод, Машиностроительный завод имени Калинина в Свердловске, Львовский завод автопогрузчиков, Ленинградский алюминиевый завод, Московский завод малолитражных автомобилей…

В этом кадре поместилась половина экспозиции: разных моделей в СССР производилось немного

Одними только машинами в новом музее не ограничились: всех входящих встречает трехколесный педальный конь московского завода «Знамя труда», рядом с ним — трехколесный мотороллер Крошка, отчаянно похожий на итальянскую Веспу (разумеется, тоже с педальным приводом).

Президент компании «Фаворит Моторс» Владимир Попов, по инициативе которого и создан музей, вспоминает, какой роскошью был прокат автомобильчика Урал в крымском санатории. Между прочим, смахивающий то ли на ЗиС-110, то ли на Победу, Урал конца пятидесятых годов — одна из жемчужин коллекции: Попов знает всего две сохранившиеся машины, одна из которых стоит в собрании челябинского Политеха. Неудивительно, что рядом с московским экземпляром находится табличка с просьбой не трогать экспонат. Конструкция производства Челябинского кузнечно-прессового завода сурова: машинка весит аж 23 килограмма!

Гордость музея — редчайший Урал Челябинского кузнечно-прессового завода
Стрела из Ленинграда с алюминиевым кузовом
0 / 0

Или роскошный педальный автомобиль Горьковского автозавода — с настоящими стеклянными фарами, эмалевым логотипом и никелированными колпаками на колесах. Подобный даже для детей партийной элиты был малодоступной мечтой: в тридцатых годах их сделали около двух тысяч. Работники музея рассказывают, что нашли фотоснимок, на котором колонна октябрят в одинаковых пальтишках и картузиках едет на таких по Красной площади во время демонстрации.

Довоенный педальный ГАЗ

Реставрировать эти машинки нелегко: состояние обычно колеблется от удовлетворительного до ужасного. Многие заводы закрылись, поэтому поиск чертежей — крайне нетривиальная задача. Родные запчасти найти тяжело, а новодельные детали владелец коллекции не признает. К счастью, очень помогали такие же энтузиасты, сходящие с ума по детским машинкам. Колеса и педали на самые редкие автомобили находили даже в Австралии и США! На идеальную реставрацию машинки у фаворитовских кузовщиков уходит в среднем от полутора до трех месяцев работы.

В музее собраны все машинки производства АЗЛК

Впрочем, многим взрослым посетителям музея наверняка окажутся интереснее более массовые машинки производства АЗЛК. Москвичи тут есть во всех возможных вариантах: от редкого автомобильчика шестидесятых годов с «трехглазым» передком на манер американского седана Studebacker Starlight до массовой «третьей серии», похожей на серийный Москвич-412. И последняя машинка от АЗЛК — красный Муравей с цепным приводом задних колес и двухступенчатой трансмиссией, напоминающий не то трактор, не то грузовик ГАЗ-3307.

При нас мастер заканчивал сборку ещё одного Москвича

Хотя в Коптеве собраны почти все педальные автомобильчики, выпускавшиеся в СССР, коллекция еще не закончена. Например, в скором времени ожидается поступление машинки Оренбуржец. Некоторую надежду на расширение экспозиции дают мелкие предприятия: именно на таком заводе в Орске выпущен малоизвестный даже среди энтузиастов «внедорожник» Орь.

А вот на этой иномарке французского производства маленькие посетители могут покататься по залу

Конечно, экспозиция детских машинок больше всего понравится именно взрослым, а чтобы не заскучала и малышня, пока родители восторгаются работой реставраторов и предаются ностальгии, прямо в музее есть педальный автомобильчик Volvo, на котором можно нарезать круги по залу, игрушечная железная дорога и доски для рисования. Билет для взрослых стоит 150 рублей, а для детей вход и вовсе бесплатный.

Рекомендованные статьи