Экономагия: Citroen BX против Peugeot 405 (+ воспоминания Подорожанского и Мохова)

Фото: Дмитрий Питерский
Экспертная группа: Андрей Мохов | Ярослав Цыпленков

Parts bin car, «автомобиль из ведра с запчастями». Это не я сказал: автокритики 40 лет назад назвали так Citroen BX, сделанный c использованием платформы и компонентов фирмы Peugeot. Как видите, прошедшие годы лишь подтвердили две общеизвестные истины. Во-первых, журналистские штампы (в отличие от кузовных) не изнашиваются десятилетиями. А во-вторых, даже самые авторитетные репортеры не умеют заглядывать в будущее. К концу 80-х и сам Citroen BX, и его соплатформенник Peugeot 405 оказались бестселлерами и настоящими шедеврами автомобильного масскульта. Этим летом мне посчастливилось провести несколько дней в компании двух таких машин. И я до сих пор не могу понять, как из одного «ведра с деталями» можно было создать два столь непохожих — и столь выдающихся автомобиля.

Я очень хотел найти хотя бы один общий элемент среди внешних деталей кузова или в интерьере. Чтобы можно было сказать: «Вот же она — унификация». Но не смог.

Слушайте, а кто вообще придумал миф о скупердяйстве французских автопроизводителей? Даже если это так, то перед вами пример, возможно, самого бездарного скряжничества в истории автопрома.

Судите сами. В 1974 году Сitroen обанкротился во второй раз за 40 лет — и французское правительство убедило компанию Peugeot выкупить сначала 38%, а к 1976 году и все 90% акций бедствующего конкурента. Так образовалась группа PSA Peugeot Citroen, и сперва все шло очень даже неплохо. Но через два года, в 1978-м, французы решили прикупить себе еще и разорившееся европейское подразделение концерна Chrysler, после чего к набору кризисных брендов на балансе Peugeot добавились марки Simca и Talbot. Минус на минус в данном случае не дал плюса, так что с 1980 года группа PSA на пять лет погрузилась в девятизначные убытки.

И вот в ситуации, когда каждый сантим был на счету, кооператоры из команд Peugeot и Citroen решили запустить свой первый масштабный унифицированный проект, призванный кардинально сократить расходы на разработку и производство автомобилей, покончив с «оверинжинирингом», на котором и погорел Citroen. В 1982 году вышел BX с кузовами хэтчбек и универсал, а через пять лет за ним последовали седаны и универсалы Peugeot 405.

Но, простите, кто же так экономит?

Более полувека все автомобили во Франции оснащались желтыми лампами головного света. Легенда гласит, что это правило родилось в преддверии Второй мировой, чтобы отличать вражеские автомобили от своих. Но закон был принят еще в 1936 году, и за ним все-таки стояло убедительное научное обоснование: желтый свет меньше слепит, не создает бликов и лучше справляется с туманом. В 1993 году появились единые европейские требования — и фары цвета FFBA00 ушли в историю

Я ходил кругами возле двух машин на полигоне. Из общего у них разве что красный цвет. Дизайн Ситроена разработало ателье Bertone, а над Peugeot трудилась Pininfarina. Двери «четыреста пятого» заходят на крышу, а у Ситроена — нет. Линии разъема с передним крылом разные. Ветровые стекла вклеены у каждого ­по-своему и, кажется, различаются даже кривизной. Дворник на Ситроене однорукий, а на «четыреста пятом» — парные поводки. Боковые стекла, корпуса зеркал, дверные ручки и личинки замков тоже разные. Оптика и бамперы — само собой, но ведь даже выхлопные трубы под задней «юбкой» не похожи друг на друга. Может, хотя бы антенки на крышах общие? Нет, на Ситроене она складная.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи