Восточный телепорт: будущая платная трасса М12 в фактах и цифрах / Рейтинг-тест 2021

Фото: kosh_marius | ГК Автодор

От редакции Авторевю

Мы открываем 2022 год статьей из нового номера Авторевю, который выйдет в свет 17 января и будет целиком посвящен нашему второму рейтинг-тесту. В этот раз мы проехали через Нижний Новгород, Казань, Саратов и Воронеж. А вот как могла пролегать первая часть нашего пути в недалеком будущем, в 2024 году.   

Первая часть нашего пробега через Нижний Новгород и Казань проходила по загруженной трассе М7 с бесконечными вереницами фур, населенными пунктами, светофорами, пробками и авариями. Но рядом сейчас начинает строиться платная магистраль М12, которая войдет в строй в 2024 году и вдвое сократит время в пути от Москвы до столицы Татарстана. Однако не все так просто...

Главная проблема российских федеральных трасс — они по-прежнему проходят через деревни и города, как и века назад. Но в конце 2019 года открылась долгожданная магистраль М11 Нева, которая построена «в чистом поле» — за исключением тверского участка. Прошлым летом госкомпания Автодор ввела в эксплуатацию еще одну такую трассу — ЦКАД, Центральную кольцевую автодорогу вокруг Москвы. Там тоже не все гладко, о чем мы подробно рассказывали: есть затычное место с дичайшими пробками около Голицыно, нельзя назвать полноценным автобаном бесплатный участок от старой Ленинградки до Киевского шоссе, нет сопряжений с рядом важных трасс наподобие Дмитровки, не очень явно обозначен въезд на платный участок. Но в остальном — классная транзитная магистраль с высокой разрешенной скоростью и бесконтактной оплатой проезда по транспондерам или через интернет.

По тем же лекалам планируется возвести и М12 до Казани: за строительство и эксплуатацию отвечает тот же Автодор. Изначально предполагалось начать эту трассу от ЦКАД, но ближе к старту строительства все же решили запустить ее непосредственно от МКАД. Таким образом, М12 станет продолжением столичной Северо-Восточной хорды, пойдет в обход Балашихи и Ногинска и до Владимирской объездной проследует практически параллельно существующей трассе М7.

А вот дальше пути этих двух дорог разойдутся: М7 после Владимира уходит на Нижний Новгород, а М12 отправится южнее, к Мурому и Арзамасу. Странно, конечно: чтобы добраться со скоростной трассы до Нижнего, придется свернуть и пропахать больше сотни километров по региональным дорогам. Не получится и въехать прямо в Чебоксары: до города нужно добираться еще 80 км из Канаша.

Зато путь от Москвы до Казани по М12 сократится на 33 км — 794 км против нынешних 827 км. На всем протяжении трасса будет иметь минимум две полосы в каждом направлении с разделительным отбойником, ограничение скорости — 130 км/ч. Запланировано 350 искусственных сооружений, включая новые мосты через Суру и Волгу, а специально для животных возведут 60 экопереходов.

Многофункциональных зон (МФЗ), а попросту паркингов с расширенным функционалом, будет 16 с каждой стороны — то есть через каждые ­50—70 км. Там будут АЗС и единые сервисные здания с магазинчиками-кафе-туалетами. Установят на МФЗ и зарядные станции для электромобилей, причем при таком расстоянии между зарядками ездить по новой трассе смогут даже электромобили с батареями небольшой емкости. А для того же Тайкана путешествие в Татарстан и вовсе превратится в легкую прогулку с одной-двумя остановками на подзарядку. Главное, чтобы сами станции работали без глюков и перебоев.

В этом месте М12 пересечет магистральный ЦКАД

Кстати, в отличие от питерской М11, где на момент открытия дорожный сервис отсутствовал от слова «совсем», сразу после запуска на М12 должна заработать половина МФЗ.

Оплата проезда — через электронные рамки фиксации госномеров системы «Свободный поток»: не будет ни шлагбаумов, ни пунктов оплаты. Вариантов два: либо деньги спишутся с транспондера, либо проезд нужно будет оплатить картой в приложении или на сайте. Интересно, что изначально на М12 все же планировалось строительство традиционных пунктов оплаты — кое-где даже заложены расширения полотна для этого. Но после отработки новой системы на ЦКАД от них было решено отказаться.

Точных сведений о стоимости проезда пока нет, но можно предположить, что километр на М12 будет стоить примерно как на М11 (3,34—4,17 рубля для легковых машин и 8,19—10,6 для грузовиков и автобусов в зависимости от времени и т.д.). Таким образом — опять же предположительно, — проезд по всей трассе из конца в конец на легковой машине обойдется в 2700—3300 рублей, а на фуре — в 6500—8400.

Это будущая масштабная развязка на пересечении с трассой А108 рядом с Орехово-Зуевом

Для сравнения: сегодня проезд от Москвы до Казани на фуре по тарифам системы Платон обходится всего в 1935 рублей (827 км х 2,34 руб/км), поэтому вряд ли весь дальнобойный поток ­уйдет на платную трассу, где нет Платона. Там поедут те, кому надо быстро и без помех.

А с запуском трассы тарифы наверняка еще вырастут — как минимум на уровень инфляции за пару лет. Кроме того, в Минтранс уже внесено предложение о приведении российских тарифов к европейским (больше 6 руб/км). И если его примут, проезд подорожает еще как минимум на треть, а то и вдвое.

Один из многочисленных мостов на трассе М12 пересечет реку Клязьму

Что же касается финансирования строительства М12, то, по последним оценкам, на реализацию проекта требуется около 623 миллиардов рублей. 60% этой суммы — капитальный государственный грант, остальное — средства Фонда национального благосостояния и облигации Автодора.

Строительство разделено на восемь этапов, за каждый из которых отвечает свой подрядчик: Стройтрансгаз, Трансстройинвест, Мостотрест и другие. Стоимость контрактов — от 21 млрд рублей за короткий отрезок в районе Орехово-Зуева до более чем 123 млрд за финальный участок около Казани.

Но и этого, скорее всего, не хватит. По оценкам экономистов, из-за подорожания металла и роста зарплат дорожников на строительство может понадобиться еще как минимум 200 миллиардов.

Будущая развязка платной трассы М12 и бесплатной М7 у объездной Владимира

Да и в Казани трасса уже точно не закончится. Еще в 2020 году Путин предложил продлить М12 до Екатеринбурга — и государственный Автодор, само собой, подхватил эту инициативу. Таким образом, в 2024 году должен открыться «беспосадочный» путь от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, который станет частью транспортного коридора «Европа — Западный Китай». Для этого в том числе планируется-таки достроить и многострадальный объезд Твери на трассе М11, на что потребуется чуть больше 60 миллиардов.

Дорожные работы рядом с новым мостом через Волгу на М12 в Татарстане

Ну а между Казанью и Екатеринбургом заново будет построено только 275 км от Дюртюлей до Ачита — в середине декабря на этот отрезок утвердили планировочную документацию. Именно он соединит трассы М7 и Р242 от Перми, которые, в свою очередь, планируется капитально реконструировать: там хотят добавить объезды крупных городов наподобие Набережных Челнов и Нижнекамска, а сами трассы сделать частью М12 — но плату за проезд по этим дорогам, скорее всего, взимать не будут. Все эти работы обойдутся еще почти в 500 миллиардов, однако сроки сдачи пока туманны — успеют ли до конца 2024 года?

Подготовительные работы недалеко от моста через Суру

А вот открытие участков трассы от Москвы до Казани спланировано более конкретно: на первые три участка трассы уже получено положительное заключение Главгосэкспертизы, остальные утвердят в ближайшее время. До конца 2022 года вступит в строй 22-километровый отрезок от ЦКАД до Орехово-Зуева — на нем уже положен слой асфальта и остались, по сути, финальные работы. В 2023 году прибавится еще 135 км: до Владимира можно будет долететь часа за полтора, а то и меньше. Ну а еще через год будет сдан самый длинный, 654-километровый отрезок от Владимира до Казани — и новая дорога откроется полностью.

Асфальтовые заводы для новой трассы около Казани

По расчетам Автодора, с ее запуском загрузка существующих трасс М5 и М7 должна резко уменьшиться, что приведет к трехкратному снижению аварийности на них. Правда, там отчасти вымрет инфраструктура наподобие дальнобойных стоянок и кафешек, как это произошло на федералке М10 после открытия М11. Зато заявлено, что начнут ускоренно развиваться бизнес и туризм в регионах, через которые пройдет магистраль. Появятся новые рабочие места, вырастет ВВП регионов — и вот тогда заживем. Правда ведь? 

Рекомендованные статьи