Антикор по-китайски: как защищены кузова автомобилей рейтинг-теста
Битву с российскими противогололедными реагентами китайские автомобили первой волны проиграли в одни ворота, чем нанесли огромный репутационный ущерб своим производителям. Сейчас ситуация вроде как иная. Многие компании утверждают, что для машин в российской спецификации на производстве введена дополнительная обработка кузовов. Мы проверили это на примере нашей десятки.
Любая защита металла от коррозии заключается в исключении его прямого контакта с окружающей средой. Способов придумано множество, но в автопроме прижилось лишь несколько, а самый известный — нанесение на одну или две стороны стального листа тонкого слоя цинка, пластичного серебристо-белого металла. С точки зрения защиты от коррозии такой «бутерброд» идеален, потому что он не просто образует прочную пленку, но еще и работает как гальваническая пара. И как только кислород начинает творить свое ржавое дело, цинк, будучи активным элементом, отвлекает этот процесс на себя, корродируя первым. Скорость «пожирания» внешнего защитного покрытия зависит от многих факторов (температуры окружающего воздуха, влажности в зоне повреждения, толщины цинкового слоя), а в условиях периодического контакта с противогололедными реагентами составляет около 5 мкм в год. После этого кислород вступает в реакцию уже с самим железом.
Способов нанесения цинкового покрытия на стальной лист тоже несколько, а самым эффективным считается горячая оцинковка, гарантирующая максимальную толщину защитного слоя и отличное заполнение сварных швов и стыков. Однако в силу технологических особенностей обрабатывать горячим способом можно только отдельные толстостенные детали. Целый кузов автомобиля в расплав цинка температурой 450 градусов сегодня никто не опускает: это очень дорого и вдобавок сулит непрогнозируемые температурные деформации.
На втором месте по эффективности стоит холодный метод гальванической оцинковки: готовый автомобильный кузов опускают в электролит с цинком и подают электрический ток. Отрицательный потенциал — на деталь, положительный — на ванну: молекулы цинка оседают на металле равномерным, однородным слоем, позволяя добиться одинаковой толщины.
Третий способ — катафорез: отрицательно заряженный кузов покрывается положительно заряженными частицами цинка, содержащегося в холодном цинкосодержащем растворе.
Ну и самое незамысловатое «цинкование» — это изготовление автомобильного кузова из так называемого цинкрометалла, то есть заранее оцинкованного металлопроката. Промышленной оцинковкой стали для автомобильных кузовов занимаются крупные металлургические комбинаты, причем технологии, которые там применяются, позволяют наносить защитные покрытия разной толщины в зависимости от техзадания конкретного автозавода. Главная задача при изготовлении автомобильного кузова из цинкрометалла — качественно загерметизировать сварные швы на днище, потому что в этих местах цинковое покрытие выжигается сваркой и перестает выполнять защитные функции.
Оценивать качество защиты тестовых автомобилей мы решили визуально и с помощью прибора-толщиномера R&D ET330. Антикоррозионного криминала при взгляде на машины снизу не обнаружилось: обработка качественная, сварные швы жирно промазаны герметиком. Лидеры по количеству мастики на «пузе» — GAC GS3 и Haval H9. Интересно, что у обеих моделей Geely днища закрыты еще и ворсистой шумоизоляцией — не будет ли она работать как влажный компресс?
Данные о толщине лакокрасочного покрытия и наличии цинка мы свели в таблицу ниже. И если верить нашему прибору, то получается, что у кроссовера GAC GS3 оцинковки нет вообще! Конфуз? Отнюдь! Дело в том, что компания GAC — один из тех автопроизводителей, которые применяют для защиты своих машин только катафорезное грунтование (без оцинковки). Проводят его в два этапа: сначала кузов погружают в раствор кислых солей фосфатов железа, марганца или цинка, в результате чего на поверхности металла образуется очень прочная пленка — прекрасный адгезивный грунт, замедляющий так называемую подпленочную коррозию (когда из-за ударов камней на кузове образуются сколы лакокрасочного покрытия). После фосфатирования кузов отправляется на катафорезное грунтование, процесс которого схож с гальванической оцинковкой: положительно заряженные частицы вещества под действием силового поля осаждаются на отрицательно заряженном кузове, образуя защитный противоокислительный слой.
Чем руководствуется конкретный автопроизводитель, выбирая технологию антикоррозионной обработки, сказать сложно. Скорее всего, финальное слово за экономистами, которые тщательно высчитывают целесообразность того или иного способа. Кстати, голый «феррум» на крышах автомобилей (у нас это Geely Atlas и Preface, Haval F7 и H3) тоже сугубо экономическое решение, призванное снизить себестоимость. Хотя отсутствие цинка на капоте Сереса откровенно удивило.
Что лучше — цинк или катафорезный грунт? Теоретически — цинк, но на практике не все так однозначно. Ведь металл у китайских автомобилей может ржаветь не только из-за плохого грунта или недостаточного слоя цинка, а из-за нарушения технологии окраски и слабых механических свойств лакокрасочного покрытия.
Если вы собираетесь эксплуатировать китайский автомобиль длительное время и особенно на дорогах с противогололедными реагентами, то дополнительный антикор все же лучше сделать. Только качественно! С мойкой днища, последующей сушкой и обязательно с обработкой скрытых полостей кузова. Такая операция в Москве стоит около 30 тысяч рублей.
Благодарим партнера рейтинг-теста Авторевю — шинную компанию Ikon Tyres.