Все автозаводы на карте СНГ: чем живет автопром России и ближнего зарубежья?
Вслед за рынком в России падает и объем выпуска легковых автомобилей. Но если продажи в прошедшем 2015 году просели на 36%, то производство — только на 28%. Зато от кризиса на внутреннем рынке пострадали заводы ближнего зарубежья. Чем живет и на что надеется автопром России и СНГ?
Наиболее серьезно в ушедшем году просели продажи импортируемых автомобилей, поэтому российские заводы оказались в относительном выигрыше. А производство исконно отечественных машин Лада и УАЗ и вовсе сократилось менее чем на 10% до 311 тысяч экземпляров.
Объем российской сборки иномарок упал на треть до 905 тысяч автомобилей, из которых 785 тысяч сделано по полному циклу — со сваркой и окраской кузовов (CKD). Крупноузловая сборка из SKD-комплектов постепенно сокращается из-за требований постановления о промсборке, согласно которому пошлины на готовые кузова составляют 15% от их таможенной стоимости, но не менее 5000 евро. В прошлом году по «отверточной» технологии собрано лишь 120 тысяч машин, причем в основном на калининградском Автоторе, у которого до 1 апреля 2016 года действуют таможенные льготы.
Практически остановился процесс увеличения локализации компонентов, да и достигнутые до кризиса показатели теперь стали неактуальными. Ведь степень локализации высчитывается в денежном выражении, а с ростом курсов валютная составляющая в цене автомобилей выросла практически вдвое, обесценив достижения местных поставщиков. Например, два года назад универсал Лада Ларгус, по официальным данным, был «русифицирован» на 72%, а на сентябрь 2015 года степень его локализации, как нам удалось узнать, составляла всего 40% (АР №4, 2016) с учетом так называемого скрытого импорта, когда узлы и агрегаты собирают в России из импортных комплектующих.