В 2010 году продажи автомобилей выросли на треть, а производство — вдвое
В кризисном 2009 году в России было произведено всего 600 тысяч легковых автомобилей и внедорожников. Но в 2010 году продажи выросли на треть, а производство - вдвое: до 1 млн 215 тысяч машин. Это уровень конца семидесятых годов. Причем впервые отечественные Лады и УАЗы по объему выпуска уступили иномаркам российской сборки. Зато теперь у нас есть Marussia, а скоро вроде появится и завод Ё-Авто.
Если на Лады и УАЗы в прошлом году пришлось 583 тысячи машин (плюс 83%), то выпуск многочисленных иномарок (включая внедорожник Chevrolet Niva) достиг 632 тысяч экземпляров (рост на 124%). Причем на полномасштабное производство со сваркой и окраской пришлось 379 тысяч машин - двукратная прибавка! Крупноузловым способом из SKD-комплектов собрано 253 тысячи автомобилей: рост в 2,5 раза обеспечен в первую очередь благодаря калининградскому Автотору, который работает в рамках особой экономической зоны и свободен от обязательств по локализации. На сегодняшний день самые «российские» иномарки - это седан Renault Logan и хэтчбек Sandero: их сборка локализована на 53% в стоимостном выражении. Дальше идут Hyundai Solaris (около 50%), Ford Focus и Volkswagen Polo-седан (по 30%), Volkswagen Tiguan (22%) и Fiat Albea (20%). Но степень локализации остальных производимых в России иномарок не превышает пятнадцати процентов.
Если в 2008 году в автопроме было занято 769 тысяч человек, то в конце 2010 года численность работников уменьшилась до 550 тысяч - включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники. Дело в том, что на всех «иномарочных» заводах в общей сложности работает лишь около 40 тысяч человек. А один только АвтоВАЗ за время кризиса сократил более 30 тысяч сотрудников (сейчас на заводе работает 70 тысяч человек из прежних 102 тысяч). Зато средняя зарплата по отрасли за тот же срок выросла на четверть - до 18717 рублей в месяц.
А теперь - подробнее о том, что происходило с автопроизводителями СНГ в прошлом году.
На АвтоВАЗе производство выросло на 85% во многом благодаря госпрограмме утилизации автохлама - выпущено более 545 тысяч автомобилей и 77 тысяч машинокомплектов, хотя до кризиса на заводе была задействована практически вся 900-тысячная мощность. Выпуск «классики» увеличился почти втрое (150885), но производство седанов ВАЗ-2105 в конце декабря было прекращено. Дальше идут Приора (123952), Калина (112811), Самара (104715) и Лада 4х4 (53087). План на этот год - 700 тысяч машин. Весной вазовцы обещают представить седан Лада Гранта - для него уже началась модернизация «калиновских» линий сварки и окраски кузовов. Для автомобилей на платформе Renault B0 (Logan) строится новый корпус окрасочного цеха, скоро начнется монтаж сварочного оборудования и переоснащение первой линии сборочного конвейера, закрытой еще в конце 2009 года.
Среди «сателлитов» АвтоВАЗа вперед вырвалась фирма Супер-Авто - львиную долю из 3511 выпущенных машин составили Самары с 16-клапанными моторами. В состав холдинга Супер-Авто теперь входит и компания Моторика (325 пикапов и автомобилей скорой помощи на базе старой Нивы), пережившая в прошлом году банкротство. Еще 317 машин на счету фирмы Бронто (инкассаторские машины и снегоболотоходы на базе Нивы), а проект сборки вазовских моделей на аргунском предприятии ЧеченАвто заглох - в прошлом году собрано только 122 «семерки», причем 96 из них еще из машинокомплектов 2009 года.
Автотор занимает второе место в России с рекордным для себя результатом в 170211 машин пяти марок. Из SKD-комплектов «отверточной» сборкой выпускаются три модели Chevrolet (Lacetti, Aveo и Epica), две модели Opel (Zafira и Astra прошлого поколения), три модели Cadillac (CTS, SRX и Escalade) и пять моделей Kia (Rio, cee`d, Carens, Sportage и Mohave). В отдельном цехе по мелкоузловой технологии MKD собирают автомобили BMW - седаны третьей, пятой и седьмой серий и кроссоверы X1, X5 и X6, а в апреле компанию им составит новый X3. По полному циклу сделано лишь 11230 автомобилей Chevrolet Lacetti, хотя сварочно-окрасочный комплекс рассчитан на 60 тысяч автомобилей в год, а к 2015 году мощности должны достичь 300 тысяч. План на этот год - 240-250 тысяч машин.
Калужский завод Volkswagen (94630) сосредоточился на производстве полного цикла - это седаны Volkswagen Polo, кроссоверы Tiguan и хэтчбеки Skoda Fabia и Octavia. Но дорогие внедорожники VW Touareg и микроавтобусы Multivan по-прежнему делают «отверточным» способом - платить ввозные пошлины за кузова (15% от их таможенной стоимости, но не менее 5000 евро) выгоднее, чем за ввоз готовых автомобилей (30%). В этом году завод должен выйти на запланированную мощность в 150 тысяч машин.
Столичный Автофрамос на 160-тысячных мощностях выпустил 86573 автомобиля Renault Logan и Sandero - несмотря на очереди за машинами, третья смена была введена лишь в ноябре после набора и обучения нового персонала. В начале 2010 года стартовала крупноузловая сборка моделей Megane и Fluence, а их перевод на сварку и окраску произойдет к концу года - одновременно со стартом производства кроссоверов Duster и выходом на плановую мощность.
На всеволожском заводе Ford сделано 80390 машин двух моделей (Focus и Mondeo), но треть мощностей пока не загружена. В мае на конвейер должен встать Focus третьего поколения.
СП GM-АвтоВАЗ (36761) в сентябре вернулось к двухсменному режиму работы, а производство внедорожников Chevrolet Niva по итогам года выросло на 59%. План на этот год - 52 тысячи Нив.
На предприятии General Motors в Шушарах за 12 месяцев со сваркой и окраской сделано 28970 машин - это седаны Chevrolet Cruze, хэтчбеки Opel Astra нового поколения и кроссоверы Chevrolet Captiva и Opel Antara. Сейчас завод практически вышел на плановый объем выпуска - 17 автомобилей в час или почти 70 тысяч в год при двухсменном режиме работы.
Из ворот УАЗа выкатились 26548 внедорожников, включая 11463 Патриота, 1832 Пикапа и 12657 Хантеров и УАЗов 469. Вместе с коммерческими «буханками» и «головастиками» результат - 55223 автомобиля: на 69% больше, чем годом ранее. Но это все равно меньше половины от производственной мощности.
ТагАЗ судится с банками-кредиторами: общий долг превышает 20 млрд рублей. Летом была создана отдельная компания ТагАвтоПром, которая формально арендует у ТагАЗа производственные мощности и в которую была переведена большая часть сотрудников завода. На 180-тысячных мощностях по полному циклу было выпущено 26280 легковых автомобилей (на 8% больше, чем годом ранее). Небольшими партиями здесь продолжают собирать старые модели Hyundai (Accent, Sonata и Santa Fe Classic), чуть выше объем выпуска автомобилей Chery под маркой Vortex (Corda/Amulet, Estina/Fora и Tingo/Tiggo). Из «собственных» моделей выжил только внедорожник Tagaz Tager (старый SsangYong Korando), а производство моделей Road Partner (SsangYong Musso) и Vega (седан «собственной разработки») приостановлено еще весной. Зато к концу года удалось запустить линии по производству седанов BYD F3 и кроссоверов JAC Rein, но перспективы у этих проектов туманные. Сотрудничество с фирмой Great Wall и вовсе не получило развития, а компания GM DAT судится с подразделением Tagaz Korea из-за нелегального использования документации на Chevrolet Lacetti при проектировании седана Vega.
Завод PSA-Mitsubishi под Калугой открылся весной, но до конца года здесь из SKD-комплектов было собрано 26 тысяч машин. Две трети из них - хэтчбеки Peugeot 308, в меньшинстве - пятидверки Citroen C4 (около 4700 штук) и кроссоверы Mitsubishi Otlander XL (2500машин), Peugeot 4007 и Citroen C-Crosser (по 900 штук каждый). На этот год намечен запуск штамповки, сварки и окраски кузовов, но львиная доля из запланированных 45 тысяч машин все равно будет собрана «отверточным» способом.
Питерский Nissan по полному циклу выпустил 24503 автомобиля (седаны Teana и кроссоверы X-Trail), а в январе этого года стартовало производство кроссоверов Murano. В этом году японцы планируют ввести третью смену и довести выпуск до плановых 50 тысяч машин в год.
Завод Toyota расширяться не спешит: в прошлом году по полному циклу здесь собрано 15892 седана Camry (двукратный рост ограничен спросом), хотя существующие мощности позволяют выпускать по 50 тысяч машин в год.
На площадке Sollers-Дальний Восток (бывший Дальзавод) «отверточным» способом было собрано 13663 внедорожника SsangYong. В этом году объем выпуска должен вырасти до 25 тысяч - в первую очередь благодаря новому кроссоверу Actyon. А через год здесь планируют начать сборку внедорожников Toyota Land Cruiser Prado.
Завод Derways (11713) ставит на «китайцев» - по полному циклу в Черкесске выпускаются автомобили Geely MK, Lifan Breez и Solano, в конце прошлого года к ним присоединилась Haima 3. В этом году на конвейер должны встать компактные хэтчбеки Haima 2 и Lifan 320. Планы ограничены только мощностью современного окрасочного комплекса (100 тысяч кузовов в год), но популярность китайских машин в России пока невелика.
А еще на Дервейсе сваривают и окрашивают кузова внедорожников Great Wall Hover, которые затем уходят на сборку в подмосковную Гжель, на завод Автотрейд-12 компании Ирито. Объем выпуска скромный - около трех тысяч машин в прошлом году. Но сложная логистика с дорогостоящей транспортировкой кузовов с завода на завод - временное решение: сейчас Ирито и Great Wall подыскивают подходящую площадку для производства полного цикла.
На заводе Sollers в Набережных Челнах выпущено всего 8385 автомобилей - к производимым по полному циклу седану Fiat Albea и «каблучку» Fiat Doblo Panorama в конце лета присоединился собираемый из SKD-комплектов седан Fiat Linea. Но на создании СП с итальянцами и на строительстве 500-тысячного завода поставлен крест - теперь стратегическим партнером Соллерса будет не FIAT, а Ford.
Завод ИжАвто с марта прошлого года находится под внешним управлением, а акции находятся в залоге у банков-кредиторов (общий долг - около 15 млрд рублей). Но в сентябре было возобновлено производство универсалов ВАЗ-2104 и «каблучков» Иж-27175 - всего до конца года выпущено 6927 автомобилей. Сотрудничество с Kia прекращено, а к лету все акции завода выкупит АвтоВАЗ. Уже этой весной в Ижевск будет перенесено производство «классики», через год туда же «депортируют» Самару, а в отдаленной перспективе - сборка моделей Renault и Nissan. По плану в этом году ИжАвто должен собрать 126 тысяч машин, а через три года мощности будут расширены с нынешних 220 до 300 тысяч автомобилей в год.
«Легковой» конвейер ГАЗа простаивает: производство седанов Volga Siber прекращено в октябре (5065 машин с начала года). На очереди - реализация двух СП с концерном Volkswagen и корпорацией GM: объявлено о запуске в середине 2012 года производства седанов и хэтчбеков Chevrolet Aveo нового поколения (план на первый год - 30 тысяч машин).
Питерский завод Hyundai в прошлогоднюю статистику не попал - серийное производство седанов Solaris здесь начали в январе. План на этот год - 105 тысяч машин, включая 35 тысяч близнецов Соляриса под маркой Kia. Пока еще не начат серийный выпуск суперкаров Marussia - на территории московского завода холодильников Снежинка силами 400 человек построено около пятидесяти среднемоторных купе моделей B1 и B2, предназначенных в основном для тестов и презентаций. Локализация превышает 80% - из-за рубежа поставляются только двигатели, коробки передач и элементы подвески, все остальное производится в России, преимущественно на самом заводе.
Наконец, о строительстве автомобильного завода в поселке Марьино под Санкт-Петербургом объявила компания Ё-Авто. Первая очередь мощностью 10-20 тысяч гибридов в год должна быть открыта уже к концу этого года, но выпуск ё-мобилей начнется не раньше весны 2012 года. Впоследствии планируется увеличение объема выпуска до 40-50 тысяч гибридов ежегодно.
А как чувствует себя автопром ближнего зарубежья?
Узбекское СП GM Uzbekistan остается вторым по объему выпуска автозаводом в СНГ: в минувшем году производство выросло еще на 6% и достигло 218 тысяч машин. Основа производственной программы - локализованные более чем на 60% Daewoo Nexia (87100), Matiz (72999) и Damas (20900). Кроме них, по полному циклу выпускаются седаны Chevrolet Lacetti (23917), а с августа - еще и современные хэтчбеки Chevrolet Spark (7797), но степень их локализации почти вдвое ниже. Еще 5020 машин было собрано крупноузловым способом - это модели Chevrolet Epica, Tacuma и Captiva для внутреннего рынка.
Украинский автопром в прошлом году увеличил производство на 23%, до 83 тысяч автомобилей, - это чуть больше половины объема внутреннего рынка и лишь 17% от общей мощности всех заводов. Лидером остается корпорация УкрАвто: двумя предприятиями в Запорожье (мощность - 150 тысяч машин) и Ильичевске (40 тысяч машин) было выпущено 49318 автомобилей - на 8% больше, чем годом ранее. История «исконно украинских» автомобилей прервана спустя ровно полвека: в декабре было снято с производства «таврическое» семейство (в прошлом году сделано 6 тысяч лифтбеков и пикапов), которое держалось на плаву в первую очередь благодаря версии Славуты с ручным управлением. Впрочем, основу производственной программы ЗАЗа уже давно составляет семейство Lanos/Sens/Chance (35 тысяч машин). В феврале стартовало производство новой модели ZAZ Forza, то есть китайского Chery A13. К осени, после достижения 51-процентного порога локализации, автомобили начнут поставлять в Россию - но под «девичьей фамилией» Chery. В начале 2012 года в Запорожье должны запустить полномасштабное производство Chevrolet Aveo предыдущего поколения - переброска оборудования с польского завода FSO уже началась. Понемногу продолжается выпуск вазовских «девяток» (869). Вдобавок на Ильичевском автосборочном заводе из SKD-комплектов собирают шесть моделей Kia (4698) и три Chevrolet (2695), а выпуск старых моделей Chery и Opel прекращен.
В Черкассах на «легковом» производстве корпорации Богдан можно выпускать до 150 тысяч автомобилей в год, но в прошлом году по полному циклу сделано только 20111 автомобилей (на 40% больше, чем в 2009 году). Из моделей Hyundai выпускаются кроссоверы Tuscon и седаны Accent и Elantra XD. Продолжает работу линия по выпуску вазовских машин «десятого» семейства, причем машины для внутреннего рынка именуются Ладами, а на экспорт в Россию, Белоруссию, Армению и Азербайджан они идут под собственной маркой Богдан. План на этот год - 31 тысяча автомобилей, половина из которых экспортные. Но порог безубыточности завода - 60 тысяч машин в год, поэтому уже в этом году модельный ряд дополнит как минимум одна новая модель (скорее всего, вазовская).
Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ) мощностью 40 тысяч автомобилей загружен лишь на 16%: в 2010 году из SKD-комплектов здесь собрали 6341 автомобиль (рост на 70%). В производственном портфеле завода - китайские малолитражки Geely (3759 автомобилей CK-2, MK, MK-2 и FC) и корейские внедорожники SsangYong (2582 автомобиля Actyon, Kyron и Rexton). Под самый занавес года в Кременчуге отрапортовали о начале сборки кроссоверов SsangYong Korando (он же новый Actyon).
На закарпатском заводе Еврокар из мелкоузловых машинокомплектов (MKD) сейчас выпускают только автомобили Skoda. При этом в прошлом году объем производства вырос вдвое до 7464 машин, хотя мощность предприятия - 100 тысяч автомобилей. Еще к концу прошлого года на Еврокаре планировали начать полномасштабный выпуск модели Octavia, но кризис вынудил перенести запуск производства на этот год. Всего до декабря на Еврокаре планируют собрать 12 тысяч Шкод.
В Казахстане 20% рынка новых автомобилей удерживает сборочный завод Азия-Авто: в прошлом году здесь крупноузловым способом выпустили 3099 автомобилей - это внедорожники Лада 4х4 (1301), три модели Kia (713), пять «корейских» моделей Chevrolet (620) и четыре модели Skoda (465). План на этот год - освоение еще как минимум пяти новых моделей и рост производства до 6800 штук. Но до плановой мощности в 60 тысяч машин - как до Луны.
Интересно, что российский Sollers в этому году собирается открыть завод в Костанае, на котором будут собирать внедорожники и пикапы УАЗ: до 15 тысяч машин из SKD-комплектов ежегодно и до 50 тысяч автомобилей с выходом на промсборку. А на костанайском комбайновом заводе Агромашхолдинг совместно с дистрибьютором Allur Auto в августе уже стартовала крупноузловая сборка внедорожников SsangYong Actyon, Kyron и Rexton - до конца года сделано 180 машин. Теоретически здесь можно собирать до 25 тысяч машин в год, но рынок Казахстана пока способен поглощать не более тысячи СсангЙонгов ежегодно.
Проект сборки на белорусском заводе Юнисон иранских автомобилей Iran Khodro Samand буксует - за четыре года собрано чуть больше тысячи машин, большинство из которых разошлись по государственным ведомствам. Строительство цехов сварки и окраски так и не началось. А в Азербайджане иранцы уже потерпели фиаско - завод AzSamand в Шемахе закрылся в начале 2010 года, выпустив за четыре года полторы тысячи Самандов.
Действующие автомобильные производства России и стран СНГ |
|||||||
Название компании |
Место |
Год открытия завода |
Плановая мощность (в год) |
Марки |
Объем выпуска в 2009 г. |
Объем выпуска в 2010 г. |
Динамика |
РОССИЯ |
|||||||
АвтоВАЗ | Тольятти | 1970 | 900000 | Лада | 294737 | 545450 | +85,1%
▲ |
Супер-Авто | Тольятти | 1997 | н.д.* | Лада | 1282 | 3511 | +174%
▲ |
Моторика | Тольятти | 1994 | н.д. | Лада | 228 | 325 | +42,5%
▲ |
Бронто | Тольятти | 1993 | н.д. | Лада | 197 | 317 | +60,9%
▲ |
ЧеченАвто | Аргун | 2008 | н.д. | Лада | 706 | 122 | -82,7%
▼ |
Автотор | Калининград | 1997 | 260000 | Всего | 60338 | 170211 | +182%
▲ |
Kia | 32054 | 80281 | +151%
▲ |
||||
Chevrolet | 18633 | 56011 | +201%
▲ |
||||
BMW | 5963 | 10755 | +80,4%
▲ |
||||
Opel | 2460 | 21893 | +790%
▲ |
||||
Cadillac | 720 | 1271 | +76,5%
▲ |
||||
Hummer** | 505 | - | - | ||||
Chery** | 3 | - | - | ||||
Volkswagen | Калуга | 2007 | 150000 | Volkswagen, Skoda, Audi** | 48012 | 94630 | +97,1%
▲ |
Автофрамос | Москва | 1998 | 160000 | Renault | 49650 | 86573 | +74,4%
▲ |
Ford | Всеволожск | 2002 | 125000 | Ford | 41367 | 80390 | +94,3%
▲ |
GM-АвтоВАЗ | Тольятти | 2001 | 75000 | Chevrolet | 23101 | 36761 | +59,1%
▲ |
General Motors | Санкт-Петербург (Шушары) | 2007 | 70000 | Chevrolet, Opel | 7967 | 28970 | +264%
▲ |
УАЗ | Ульяновск | 1941 | 120000*** | УАЗ | 15490 | 26548 | +71,4%
▲ |
ТагАЗ | Таганрог | 1998 | 180000*** | Hyundai, Tagaz, Vortex, Chery, JAC, BYD | 24336 | 26280 | +8,0%
▲ |
PSA-Mitsubishi | Калуга | 2010 | 45000 | Peugeot, Citroen, Mitsubishi | - | 25999 | - |
Nissan | Санкт-Петербург (Каменка) | 2009 | 50000 | Nissan | 3790 | 24503 | +546%
▲ |
Toyota | Санкт-Петербург (Шушары) | 2007 | 50000 | Toyota | 8310 | 15892 | +91,2%
▲ |
Sollers (Дальзавод) | Владивосток | 2009 | 25000 | SsangYong | - | 13663 | - |
Derways | Черкесск | 2004 | 100000 | Lifan, Geely, Haima | 865 | 11713 | +1254%
▲ |
Sollers (ЗМА) | Набережные Челны | 1985 | 75000 | Fiat, SsangYong** | 4777 | 8385 | +75,5%
▲ |
ИжАвто | Ижевск | 1965 | 220000 | Всего | 10966 | 6927 | -36,8%
▼ |
Иж | 1008 | 1338 | +32,7%
▲ |
||||
Лада | 4257 | 5589 | +31,3%
▲ |
||||
Kia** | 5701 | - | - | ||||
ГАЗ | Нижний Новгород | 1932 | 180000 | ГАЗ**, Volga Siber** | 2161 | 5065 | +134%
▲ |
Автотрейд-12 | Гжель | 2007 | н.д. | Great Wall | 2000**** | 3000**** | +20,0%
▲ |
УКРАИНА |
|||||||
УкрАвто | Запорожье, Ильичевск | 1959, 1998 | 190000 | Всего | 45818 | 49318 | +7,6%
▲ |
ЗАЗ | 33510 | 41056 | +22,5%
▲ |
||||
Лада | 3269 | 869 | -73,4%
▼ |
||||
Kia | 4519 | 4698 | +4,0%
▲ |
||||
Chevrolet | 4203 | 2695 | -35,9%
▼ |
||||
Opel** | 145 | - | - | ||||
Chery** | 172 | - | - | ||||
Богдан | Черкассы | 2008 | 150000 | Всего | 14392 | 20111 | +39,7%
▲ |
Лада/Богдан | 9829 | н.д. | н.д. | ||||
Hyundai | 3635 | н.д. | н.д. | ||||
Kia** | 928 | - | - | ||||
КрАСЗ | Кременчуг | 1995 | 40000 | Всего | 3738 | 6341 | +69,6% |
SsangYong | 1140 | 2582 | +126,5% | ||||
Geely | 2598 | 3759 | +44,7% | ||||
Еврокар | Ужгород | 2001 | 100000 | Всего | 3566 | 7464 | +109%
▲ |
Skoda | 3562 | 7464 | +110%
▲ |
||||
Seat** | 4 | - | - | ||||
БЕЛОРУССИЯ |
|||||||
Юнисон | Обчак | 1996 | 3000 | Iran Khodro | 161 | 227 | +41,0%
▲ |
УЗБЕКИСТАН |
|||||||
GM Uzbekistan | Асака | 1992 | 250000 | Daewoo, Chevrolet | 205011 | 217733 | +6,2%
▲ |
КАЗАХСТАН |
|||||||
Азия-Авто | Усть-Каменогорск | 2003 | 60000 | Всего | 1863 | 3099 | +66,3%
▲ |
Лада | 932 | 1301 | +39,6%
▲ |
||||
Skoda | 565 | 465 | -17,7%
▼ |
||||
Chevrolet | 366 | 620 | +69,4%
▲ |
||||
Kia | - | 713 | - | ||||
Агромашхолдинг | Костанай | 2010 | 25000 | SsangYong | - | 180 | - |
* Н.д. - нет данных ** Производство прекращено *** Включая коммерческие автомобили **** Ориентировочные данные |
В материале использованы данные Авторевю, АСМ-Холдинга и АА Автостат.