Российский авторынок вернулся к росту: подробные итоги продаж в 2017 году

После четырех лет падения российский авторынок вновь начал расти. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2017 году продажи новых легковушек выросли на 12%. Но мы, как и год назад, также проанализировали статистику регистраций новых автомобилей в ГИБДД — и оказалось, что прибавка на самом деле даже больше: плюс 16%!

О том, откуда взялись «двойные стандарты», мы подробно рассказали год назад. Если вкратце, то в официальную статистику российского авторынка, собранную некоммерческой Ассоциацией европейского бизнеса, входят отчеты почти всех «белых» импортеров и автопроизводителей, предоставленные под честное слово. А вот учет регистраций новых моделей ведет «незаинтересованная сторона» в лице ГИБДД. Правда, эти регистрационные данные носят служебный характер и огласке не подлежат, но на рынке уже давно есть посредники, которые получают, обрабатывают и распространяют полицейскую статистику на коммерческой основе. В редакцию Авторевю данные попали через немецкое агентство Management Services, которое поставляет аналитическое «сырье» почти всем игрокам авторынка.

Почему же расходятся данные? Например, купленные в России машины уезжают на ПМЖ в другие страны или встают на учет с задержкой. Но чаще всего это результат манипуляций с официальной статистикой, чтобы декларировать выполнение корпоративных планов. К примеру, в кризисном 2015 году официальное количество проданных машин было на 200 тысяч больше, чем вставших на учет в ГИБДД!

В 2016-м эта разница уменьшилась до 64 тысяч, а минувший 2017-й стал еще более «честным»: в статистике регистраций недостает всего 27 тысяч автомобилей, то есть менее двух процентов от общего объема рынка. Но эта величина — средняя по больнице. Если взять только те марки, у которых объем официальных продаж больше, чем количество регистраций, то приписка составит почти 44 тысячи машин. А есть и такие бренды, которые, по данным ГИБДД, продали больше автомобилей, чем сами заявили! И такая «отписка» превышает 16 тысяч экземпляров.

Мы отслеживаем соотношение между объемом продаж новых автомобилей в России и ценами на нефть референсной марки Brent с 1999 года, когда российский рынок начал бурно расти. На графике линии идут почти синхронно, хотя продажи машин ожидаемо запаздывают: например, цены на нефть вновь поднялись еще в 2015-м, но рынок отреагировал только прошлой весной. В этом году цены на нефть уже успели преодолеть отметку 70 долларов за баррель, однако эксперты рынка сходятся во мнении, что цены на Brent в ближайшей перспективе будут находиться в диапазоне 50—60 долларов. А наш прогноз на 2018 год таков: продажи новых автомобилей продолжат расти, но темп снизится до 5—10%

Это — бывшие «пузыри»: машины, которыми авансом «накачивали» официальные отчеты прошлых лет, но реально проданные только сейчас. Причем почти все из этих 16 тысяч автомобилей несут марки Hyundai и Kia: вы же не забыли, как в прошлом году Solaris возглавил официальный рейтинг российских продаж, хотя, согласно данным ГИБДД, в действительности занимал лишь третью строчку? Нынешнее обратное расхождение — следствие тех манипуляций.

Так или иначе, российский рынок вернулся к росту. По статистике ГИБДД (которой мы в Авторевю доверяем больше, чем официальной), в прошлом году в стране на учет встало 1 млн 459 тысяч новых легковых автомобилей против 1 млн 259 тысяч годом ранее. Сказалась стабилизация экономики в стране: курс валют, цены на нефть и общий финансовый климат обошлись без серьезных потрясений. Покупатели начали привыкать к новым прайс-листам, а вдобавок повлиял отложенный спрос, накопившийся за последние годы.

Подсобило и восстановление кредитного рынка: сниженные ставки и льготные госпрограммы позволили вернуть долю продаж «в долг» на докризисный уровень. Она достигла 49% против 35% в 2014 году.

Но кризис не прошел бесследно. Ассортимент моделей в шоу-румах значительно сократился, а доля импортных машин съежилась до жалких 13,5% (197 тысяч), хотя именно в этом сегменте рынка все еще царит наибольшее разнообразие. Иномарки российской сборки (к которым мы относим лицензионную Ладу Ларгус) заняли уже 64% спроса. А исконно российские модели (включая автомобили Datsun и Chevrolet Niva), как и год назад, удерживают 23% рынка.

У экономической стабилизации оказался и другой любопытный эффект. В прежние два—три года спрос на дорогие машины если не рос, то падал гораздо медленнее общерыночного: колебания валютных курсов делали подобные покупки чрезвычайно привлекательными. Но в 2017 году ­люкс-сегмент настигла стагнация: укрепившийся рубль сделал «роскошь» невыгодной! Просел спрос на представительские и элитные автомобили: например, объем продаж легковушек класса F+ уменьшился с 5469 до 4716 экземпляров. Падение затронуло даже самую популярную модель в ценовом сегменте 4—5 млн рублей — внедорожник Toyota Land Cruiser 200.

Еще немного подросла доля кроссоверов и внедорожников, вплотную приблизившись к половине: 45% вместо 41% годом ранее, или 650 тысяч автомобилей всех типоразмеров. А самый массовый сегмент легковушек «народного» класса B+ (570 тысяч машин) сократился с 41 до 39%. Некогда блиставший гольф-класс в России нынче занимает всего 6,2% спроса. А если бы не Ларгус, то жанр легковых универсалов повышенной вместимости в России фактически перестал бы существовать.

Из иномарок россияне ­по-прежнему предпочитают машины европейского происхождения (около 32% от общих продаж), но их теснят корейские модели: за прошедший год их доля выросла с 23 до 25%. Японские же марки, наоборот, сдают позиции (17 вместо 19%), а вклад китайского автопрома снизился с 2,2 до 1,7%.

А теперь подробнее об успехах каждой марки. Как всегда, в обзор попали только легковые автомобили, однообъемники, внедорожники и пикапы: легкую коммерческую технику мы не учитываем. В качестве основной мы использовали статистику ГИБДД, но справочно привели и официальные данные, заявленные самими производителями, — они выделены красным цветом.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи