Поперечная устойчивость: переворачиваются ли груженые кроссоверы и внедорожники?
Рывок рулем, глубокий крен — и, если ничего не предпринять, машина завалится набок! Высокие автомобили, особенно груженые, при резких маневрах на сухом асфальте проявляют склонность к опрокидыванию. Что будет, если сделать Лосиный тест или Поворот, загрузив по полной не только пикапы Mitsubishi L200 и Toyota Hilux, но и популярные нынче кроссоверы и внедорожники: Audi Q7, Toyota Land Cruiser 200, Subaru Forester, Renault Duster и Volkswagen Tiguan?
Почему машины опрокидываются?
Автомобиль взаимодействует с дорогой посредством сил, действующих в пятне контакта шин. Иными словами, векторы сил, заставляющих машину поворачивать, расположены в плоскости дороги. А вот сила инерции автомобиля, противящаяся повороту, приложена в центре масс на определенной высоте от асфальта. В результате образуется пара сил, стремящихся повалить машину набок, — момент от них потому и называется опрокидывающим.
Мало у кого в гараже найдутся электронные весы, чтобы контролировать нагрузку на каждую из осей так, как это делаем мы. Но можно воспользоваться простым житейским способом: до и после погрузки измерить рулеткой расстояние от центра колеса до верхней кромки крыла — просадка подвески, в первую очередь задней, не должна превышать 5 см
Как с этим бороться? Можно расширить колею, чтобы автомобиль крепче стоял на ногах. Можно с помощью кинематики подвески изменить так называемое плечо крена. Можно поставить шины, менее цепкие в поперечном направлении, чтобы машина начинала раньше скользить. Можно, наконец, настроить систему стабилизации таким образом, чтобы она не давала развивать критичных поперечных ускорений.
Основную роль в предотвращении опрокидывания современного автомобиля играет система стабилизации. На асфальте правильно настроенная электроника способна уберечь от переворота даже груженый внедорожник!
Но при прочих равных — чем выше автомобиль, тем больше плечо у пары сил, создающих опрокидывающий момент. Если у обычных легковушек центр масс расположен на высоте 500—600 мм, то у паркетников он поднят уже на 600—700 мм, а у внедорожников — и вовсе на 750, а то и более. Опрокидывающий момент в идентичных условиях будет почти в полтора раза выше!
Схема маневра Лосиный тест
Скорость выполнения маневра Лосиный тест, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 74,3 | 70,5 |
Subaru Forester 2.0T | 80,1 | 76,4 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 75,7 | 75,4 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 79,8 | 78,9 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 73,5 | 67,8 |
Mitsubishi L200 | 75,8 | 70,1 |
Toyota Hilux | 72 | 71 |
Схема маневра Поворот
Скорость выполнения маневра Поворот, км/ч | ||
---|---|---|
Автомобиль | Пустой | Груженый |
Renault Duster 2.0 | 69 | 65 |
Subaru Forester 2.0T | 70 | 65 |
Volkswagen Tiguan 2.0 TSI | 70 | 68 |
Audi Q7 3.0 TFSI | 68 | 68 |
Toyota Land Cruiser 200 Diesel | 66 | 64 |
Mitsubishi L200 | 67,5 | 61,5 |
Toyota Hilux | 66 | 62 |
Он увеличивается еще и по мере загрузки автомобиля — не только потому, что сила инерции прямо пропорциональна массе. Ведь поклажу вы размещаете не на асфальте, а значительно выше. И просадка подвески на три—пять сантиметров (с полной нагрузкой ни одна из семи машин у нас ниже не опустилась) это компенсирует лишь частично.
Проверим?