RuNCAP: перезагрузка нашего рейтинга ARCAP

Фото: Дмитрий Питерский | Степан Шумахер | Юрий Ветров

Что дальше? Мы уже несколько лет думаем, в каком направлении развивать наш рейтинг безопасности ARCAP, — и совместно с коллегами из НАМИ и МАДИ разрабатываем новую итерацию под названием RuNCAP. Она будет включать в себя не только краш-тесты, но и испытания «превентивной» электроники — например, систем автоторможения. Мы уже готовы представить первых лидеров и аутсайдеров!

Наш ARCAP давно признан автопроизводителями. Благодаря ему, например, сейчас на все Лады «в базе» ставят подушки безопасности и в России уже не продают такие откровенно опасные машины, как Chery Amulet и Geely Otaka. Но наша нынешняя методика испытаний — единственный краш-тест на 64 км/ч — не менялась с 2001 года. Между тем в Европе еще семь лет назад начали тестировать системы автоторможения. В Америке тогда же стали проводить краш-тесты с малым перекрытием, а чуть позже добавили и проверку систем превентивной безопасности.

Chery Amulet — один из худших автомобилей в рейтинге ARCAP. Для таких машин нам пришлось ввести дополнительные критерии чрезмерной деформации кузова и угрозы жизненно важным органам, чего методика Euro NCAP просто не предусматривала. Но теперь это уже, к счастью, неактуально

Зачем вообще нужны все эти независимые рейтинги, когда есть обязательные сертификационные требования, с помощью которых государство, по идее, должно оградить нас от опасных автомобилей? Все просто. Сертификационные барьеры — это минимальные требования, нижняя планка. Даже в части пассивной безопасности! Например, сейчас в Европе, как и в России, все еще действует древнее Правило ООН №94, предусматривающее фронтальный удар на 56 км/ч. На его фоне даже наш, казалось бы уже устаревший, краш-тест ARCAP на 64 км/ч является куда более жестким испытанием: энергия удара почти на треть выше.

Задача же независимых рейтингов — подстегивать производителей с каждым годом делать свои автомобили ­безопаснее. Это на практике доказал европейский комитет Euro NCAP, опубликовав в 1997-м скандальные результаты краш-тестов, где даже считавшиеся тогда безопасными «трешка» BMW и Saab 900 набрали лишь две звезды из четырех возможных. Именно в то время была развязана «гонка за безопасностью». А через 15 лет аналогичный фурор произвел американский страховой институт IIHS и его удары с малым перекрытием, которые провалили Mercedes-Benz C 250, Audi A4, Lexus IS и ES…

ARCAP с задачей до поры справлялся. Но первый звоночек для нас прозвенел в 2010 году, когда Volkswagen Polo в нашем рейтинге недобрал лишь 1,7 балла до максимальных шестнадцати. За последующие девять лет откровенно провалил смещенный удар на 64 км/ч лишь один автомобиль — УАЗ Патриот. А стопроцентный результат нового Соляриса показал нам, что систему оценки ­безопасности нужно менять.

Но как?

Понятно, что новый рейтинг должен состоять минимум из двух разделов — краш-тестов, то есть оценки пассивной безопасности, и испытаний превентивных систем. Ведь польза от автоторможения очевидна: даже если скорость перед ударом снизить всего на 5%, вероятность летального исхода уменьшается на внушительные 25%. Подтверждено статистически: с 2011 года, когда комитет Euro NCAP только анонсировал методику оценки систем автоторможения, по 2018-й число погибших уменьшилось с 31 тысячи до 26 тысяч человек — благодаря тому, что автотормозами оснащается все больше и больше машин в Европе.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи