Лучшее из архива Авторевю. Водородная Нива, или АВТОВАЗ против закона сохранения энергии
Во время летнего отпуска мы по традиции переверстываем и размещаем на главной странице сайта одни из самых интересных статей Авторевю разных лет. Если у вас есть пожелания по републикации, в Клубе создана отдельная тема.
«Еще одна такая выходка — и хрен тебя еще раз сюда пустят!» — рассвирепевший Мирзоев сделал убедительный жест рукой. Я сделал вид, что испугался. Но не испугался. Во-первых, мне уже удалось то, ради чего я просидел в Тольятти три дня. Во-вторых, я немножко знаю Георгия Константиновича Мирзоева, бывшего главного конструктора, а сейчас — советника вице-президента АвтоВАЗа. За глаза о нем говорят, что сначала Мирзоев может послать новоиспеченного собеседника куда подальше, и только потом поинтересоваться — а кто это, собственно, такой? Затем искрометно расскажет какой-нибудь забавный случай из истории завода — и напряжение будет снято. Но под горячую руку лучше не попадать. А я попал, поехав кататься на Ниве по территории вазовского научно-технического центра.
А с чего вдруг такая радость от поездки за рулем старой, пусть и удлиненной, пятидверной Нивы? Да с того, что у этой Нивы гораздо больше общего с водородной бомбой, чем с обычной машиной. Ей вот и имя новое на борту нарисовали — Антэл, Автомобиль На Топливных Элементах. Имя, конечно, дурацкое, не приживется. Гораздо важнее то, что такого в России еще не было. А заварил всю эту кашу именно Мирзоев.
О том, что такое водородные топливные элементы, мы уже рассказывали не раз. Нас и в Германию приглашали поездить на водородном компактвэне Opel Zafira, который по случаю переименовали в HydroGen 1, хотя, как назло, в день презентации ехать своим ходом HydroGen отказался. Мирзоев, кстати, этот случай знает, знает и массу других историй, когда с новыми автомобилями случались совершенно непредвиденные проблемы. Как водится, в самый неподходящий момент. Поэтому он и злился: через полчаса посмотреть на водородную Ниву должен был приехать президент АвтоВАЗа Алексей Васильевич Николаев. Сам...
Автоиндустрия — на пороге революции. Запасы традиционных энергоресурсов рано или поздно иссякнут. Им нужна замена. Но главное, чтобы предотвратить или по крайней мере замедлить приближение экологической катастрофы, токсичность выхлопа нужно свести к нулю. Или почти к нулю. Есть ли выход?
Идея глобального перевода автомобилей на «чистую» электротягу утопична хотя бы потому, что суммарная мощность всех ездящих по земле автомобилей гораздо больше потенциала всех электростанций мира, уж не говоря о том, что около 30% всей электроэнергии получается путем сжигания нефтепродуктов. Выход — использовать водород. Ведь его запасы практически неисчерпаемы, как неисчерпаемы запасы воды, в каждой молекуле которой, как известно, два атома водорода. Главное — научиться более-менее эффективно этот водород получать. И, конечно, преобразовывать выделяемую при окислении энергию в энергию кинетическую, то бишь в энергию движения.
Крупнейшие автопроизводители сходятся на том, что нужно не сжигать водород в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания (хотя по этому пути, например, идет BMW), а использовать водород для получения электроэнергии на борту автомобиля и уж затем направлять ее к тяговому электромотору.
Как из водорода получить электричество? С помощью так называемых топливных элементов. Батареи топливных элементов еще называют электрохимическими генераторами, ЭХГ. К одной пластине (аноду) каждого «элементарного» топливного элемента подается молекулярный водород (Н2), а на катод — кислород (О2). Соединяясь (этому процессу способствуют катализаторы), молекулы водорода и кислорода образуют воду, выделяя свободные электроны. Теперь остается эти электроны поймать и по внешней цепи направить к электромотору (см. схему).