Как Федор Лапшин возил пассажиров в Амстердаме на электрическом такси Nissan Leaf
Подростком я зачитывался книжкой журналиста Гудимова «Семь дней в такси» — о том, как он работал таксистом в Москве на «двадцать первой» Волге. А теперь сам побывал «электротаксистом» в Амстердаме: возил пассажиров на электромобиле Nissan Leaf. Между прочим, амстердамские таксисты берут примерно по 2 евро 20 центов за километр, но мне достались лишь впечатления... Одна надежда — на гонорар.
А ведь Подорожанский был прав! Когда в прошлом году я опубликовал скептический отчет о знакомстве с электрическим фургончиком Nissan e-NV200 в Барселоне, неровно дышащий к электромобилям шеф-тесловод обозвал меня ретроградом. Я пожимал плечами: «Да ведь запас хода твоей Теслы — под триста километров, а там лишь около ста!»
Теперь, год спустя, я вернулся из Голландии, будто принял хорошую дозу... Нет, я по другой части, даже если это командировка в Амстердам. Братцы, электропривод — это вещь!
Знаете, в чем дело? В инфраструктуре. Идешь по улице — и то тут, то там видишь общедоступные колонки-зарядники для электромобилей. Аренда карточки-абонемента стоит 2,5 евро в месяц, киловатт-час закачанной электроэнергии — 32 цента, то есть примерно 18 рублей по курсу на конец мая.
В Амстердаме уже больше тысячи общественных «электрозаправок», а в 2018 году будет 4000! Вот бок о бок заряжаются дорогущая Tesla, уже знакомый мне коммерческий Nissan e-NV200, малышки smart...
А электрических такси в Амстердаме более трехсот — это каждый десятый таксомотор, причем двести из них — под маркой Nissan, в основном хэтчбеки Nissan Leaf.
На званый ужин, посвященный электрическим такси, меня привезли как раз на Лифе, и по пути я перекинулся парой слов с шофером. Он водит эту машину уже больше трех лет, а пробег после зарядки, говорит, от 120 до 140 километров. И еще он сказал, что серьезных поломок не было.
Соседи по столику, узнав, откуда я приехал, живо отреагировали: «О-о, русский таксист?» Тут уже настала моя очередь удивиться: я-то думал, что мероприятие для журналистов, а оказалось — для владельцев таксомоторных парков из разных стран Европы, чтобы показать им преимущества перехода на электротягу.
На следующее утро проводилась лекция об этих самых преимуществах (пока что сомнительных для меня), а я никак не мог дождаться окончания семинара: ведь в программе значился тест-драйв! И вот гости начали расходиться, а тем немногим, кто остался (владельцам таксомоторных парков оно надо, электротакси водить?), предложили обещанный тест, причем в виде игры-квеста. В точке А выдают бумажную карту с проложенным маршрутом до точки B, там вручают новую карту со схемой проезда до точки С — и так далее.
В моей команде оказались два поляка, которые, загадочно ухмыльнувшись, дружно решили, что машину поведу я.
Ой, как же мне непривычно внутри! Ключ-брелок можно оставить в кармане, машина включается кнопкой «Power», вместо рычага коробки передач — подсвеченный синим кругляш-джойстик. На щитке приборов помимо прочего — уровень заряда батареи в процентах и ориентировочный запас хода до ее разряда.
На ходу Leaf оказался юрким, с сумасшедшей «троллейбусной» тягой и оглушительной тишиной в салоне.
Столица крохотной Голландии — это вам не Москва: от одного чекпойнта до другого — всего несколько километров. Сперва вдоль загородного канала мы добрались до крытого стадиона, заехав на самую его крышу (еще раз: не курил, не курил я в Амстердаме!), потом покружили по пригородным шоссе и автострадам... В одном месте даже стали свидетелями скандала: организаторы устроили чекпойнт на краю узкой дороги — и получалось, что при остановке волей-неволей приходилось заезжать правыми колесами на обочину. Это возмутило владелицу местного поля, и она даже грозилась вызвать полицию. «Ей бы охранять наши обочины!» — улыбнулся я, когда мы отъехали. Поляки подхватили: «Вшистко попсова пани!»
Маршрут привел к берегу канала, где был припаркован необычный катер, — правильно, с электроприводом! Как известно, прогулочных катеров в Амстердаме пруд пруди, но электрических пока только два, и оба принадлежат одному владельцу-энтузиасту. Власти предупредили его, что установка дизель-генератора на борту запрещена (интересно, почему: ведь остальные катера ходят на солярке?), но если половину нужной электроэнергии он будет получать от солнца, то, так и быть, ему выдадут лицензию на использование «инновационного транспортного средства». Так что батарея катера отчасти заряжается от розетки на берегу, отчасти — от солнечных панелей на крыше, а двигатель развивает 24 кВт.
«При скорости два-три узла расход электроэнергии — меньше, чем у кофемашины, и я могу плавать без подзарядки по восемь часов в день», — похвастался хозяин.
Похоже, что ему привиделась кофемашина размером с его катер.
А сколько может «плавать» Nissan Leaf? Когда я стартовал, борткомпьютер показывал, что батарея заряжена на 95%, а расчетный пробег до ее опустошения — 151 км. Когда через 56 км я финишировал, в батарее оставалось 48% и запас хода — 74 км. Значит, таксист не соврал: можно рассчитывать на 130 км.
Кстати, на территории бизнес-комплекса Zuid Park (Южный парк, прямо как в мультике), куда мы прибыли, находится крупнейшая в Европе электрозаправочная станция — и на ней постоянно «пасутся» электрические таксомоторы. Там аж 40 «обычных» электрозаправок, но главное — четыре скоростных: за полчаса они заряжают аккумуляторы Ниссанов 120-амперным постоянным током на 80%. По словам персонала, первые машины приезжают на зарядку в пять утра, а последние — в два часа ночи.
А во сколько обошлась установка зарядок? Владелец парка мне ответил, что обычные зарядные устройства при оптовой закупке не стоят почти ничего — ну, считай, по паре евро за штуку (я едва не посоветовал ему курить что-нибудь полегче), зато четыре скоростных стоят полмиллиона!
В аэропорт меня везли на такси-минивэне e-NV200, принадлежащем крупному местному транспортному оператору Connexxion, — и я вновь задал вопрос о пробеге на одной зарядке. Все снова совпало: с включенным климат-контролем — около 130 км, без него — 140 км. «Утром, когда я выезжал, было всего плюс восемь и мерзли ноги. Но я стараюсь не включать печку...»
Любопытно, что в течение смены электротаксист водит два автомобиля. Один берет утром полностью заряженным, развозит клиентов, возвращается в парк, ставит машину на зарядку, обедает и берет другую, вновь полностью заряженную. Маршруты, кстати, недлинные: из центра города до аэропорта — около 15 км. За день — не больше 300 км, примерно столько же, сколько у таксистов на обычных машинах. Прямо скажем, на фоне московских таксистов, которые, бывает, «делают» за смену по 700 км, непыльная работа... А в месяц амстердамские электротаксисты зарабатывают примерно полторы тысячи евро, но это без вычета налогов.
Тем временем британская таксомоторная компания, которая эксплуатирует семь электрических Ниссанов, заявила, что годовой пробег одного из ее Лифов достиг 123 тысяч км, а каждый из электромобилей сэкономил компании около 11 тысяч евро в год — в основном на топливе. Но, судя по лицам и репликам некоторых руководителей таксопарков, приехавших на семинар в Амстердам, идея электрификации такси их пока что не зацепила.
Про экологию...
Вину за загрязнение воздуха Амстердама твердыми частицами лишь на треть возлагают на автомобильный транспорт: это отчасти связано с тем, что немало «воздушной грязи» (соль и песок) поступает с морского побережья.
Тем не менее в 2026 году весь общественный транспорт Амстердама будет только с «нулевым выхлопом». А годом раньше внутри города появится «зеленая зона», куда будет запрещено въезжать любым транспортным средствам, не обладающим экологически чистыми двигателями. Но уже сейчас действие «зеленой зоны» распространяется на грузовики, вскоре оно распространится на скутеры, в 2017 году — на фургоны, а еще через год — на такси и туристические автобусы.
...и про экономику
При покупке электромобиля в Голландии (неважно, для личных нужд или для коммерческого использования, включая такси) государство предоставляет прямые субсидии в размере 5000 евро. Это распространяется и на развозные фургоны, а вот тот, кто решится на покупку электрического грузовика, получит из казны аж 40 тысяч евро!
Собственно, самые высокие в Европе дотации и стали драйвером электромобилизации Голландии: ежегодно парк электромобилей прирастает примерно на треть.
Компенсировать же более высокую цену этих машин экономией на «топливе» будет крайне сложно, но чем больше ежегодный пробег — тем выше эффективность. Если средний годовой пробег автомобилей с ДВС составляет в Голландии 11,5 тысячи километров, то электромобиль пробегает в год 16,6 тысячи.
Немалую экономию сулит и техобслуживание. При эксплуатации дизельного минивэна Nissan NV200 в течение двух лет и при пробеге 60 тысяч км затраты на ТО составят в Голландии 1325 евро, а его электрического аналога — примерно 570 евро. Электромобиль не требует замены масел в двигателе и коробке передач, ему не нужны масляные, топливные и воздушные фильтры, свечи накаливания, а благодаря интенсивному «рекуперативному» замедлению гораздо дольше служат тормозные колодки.
Поршепоезд
Семинар, посвященный электротакси, проходил на территории амстердамского Амстелпарка (это местный «парк культуры и отдыха»), и там я увидел удивительный узкоколейный поезд — с локомотивом Porsсhe!
«Поршепоезд» (Porschetrain) в пятидесятых годах придумал однофамилец знаменитого мастера оптических иллюзий художника Эшера, местный изобретатель Генри Эшер. Он решил оснастить локомотивы 56-сильным оппозитным мотором 1.6 от Porsсhe 356. Четыре поезда были готовы к 1959 году: они работали на садовых выставках, которые проводились в немецком Дортмунде и Амстердаме. Но до наших времен дожил только один экземпляр. В 2007 году его отреставрировали, и теперь он возит посетителей парка. А огромный стол, под которым проходит колея, и стулья рядом с ним воздвигнуты в честь праздничной трапезы: ее в Голландии проводят в день освобождения страны от фашистов (он отмечается 5 мая). Все-таки странные эти голландцы!