На лабутенах: новый дресс-код Volvo для будущих моделей XC40 и S40
Премьеру автомобиля нужно начинать с изнанки, иначе нет ни единого шанса, что мир узнает о ней хоть что-то после того, как будет сдернуто покрывало и репортеры с блогерами нырнут в Instagram, Periscope, YouTube и Facebook. Цифры и железки уже никого не интересуют. Именно поэтому в дизайн-центре Volvo сперва рассказали журналистам про новую компактную платформу CMA — и только после этого главный дизайнер Томас Ингенлат вышел на подиум и сдернул покров с... пары модных ботинок.
На самом деле главными экспонатами, конечно, были два концепт-кара грядущей сороковой серии, но их показали не сразу. Более того, в эти дни в Гётеборге готовились две похожие презентации: одна у Volvo, а другая у Geely. И в том, и в другом случае поводом была модульная платформа CMA, которую эти компании на пару разрабатывали с 2013 года. Специально для этого проекта в Гётеборге было создано шведско-китайское СП CEVT — China Euro Vehicle Technology — с половинным участием, где инженеры Volvo и Geely конструировали новое модульное электрифицированное шасси для автомобилей гольф-класса и попутно решали, какие из его компонентов можно одновременно использовать в машинах столь далеких друг от друга брендов.
Платформа вышла по самой последней моде. Турбомоторы с тремя цилиндрами, «робот» с двумя сцеплениями и пристыкованным электродвигателем, литий-ионная батарея, задняя многорычажка... И это помимо возможности применять традиционные силовые агрегаты и механический полный привод. А главное — она соответствует американским требованиям по пассивной безопасности, что позволит и Volvo, и Geely продавать машины в США, тогда как с нынешним хэтчбеком V40 это невозможно.
Однако китайцы свою презентацию в последний момент отменили, сославшись на трудности с логистикой, поэтому инженеры и маркетологи Volvo завладели аудиторией безраздельно. И когда на втором часу этого технико-социологического симпозиума дело все-таки подошло к показу машин, Томас Ингенлат вызвался сначала быстренько изложить публике свой подход к репродукции фирменного стиля.
Это был спич, который обязан войти в учебники автомобильного пиара.
— Вот, — объявил дизайнер. — Наши автомобили XC90 и S90.
И сдернул платочек с пары черных лакированных туфель. А потом — с еще двух пар точно таких же туфель, только размером поменьше, — это, мол, наши «шестидесятки» и «сороковки».
— Стопроцентно узнаваемо, стопроцентно стильно и стопроцентно скучно, — подытожил Ингенлат.
Подразумевалось, что это совершенно не метод Volvo.
А дальше под рукой у дизайнера оказалось еще три пары обуви — теперь уже разной. По-прежнему в лаке среди них — только «девяностые» туфли. «Шестидесятками» стали замшевые ботинки — не голубые, правда, а коричневые, но все равно достаточно пижонские. А в категории «обувь в стиле 40-х» обнаружились белые молодежные боты на высокой платформе. Причем не какие-то, а марки Prada, как и вся остальная обувь на сцене.
— Только не называйте их кроссовками! — в какой-то момент опомнился шеф-дизайнер. — Это дорогие и стильные, но немного неформальные ботинки, в которых вы все еще можете показаться в приличном обществе.
Но, кажется, было уже поздно.
Показанные следом оба концептуальных «сороковых» Volvo — самые настоящие кроссовки, то есть кроссоверы. И это неспроста.
— Мы провели огромное количество исследований среди потенциальных клиентов и обнаружили четыре основных требования к этим автомобилям, — говорит Питер Мертенс, который руководит на Volvo всем инжинирингом. — Во-первых, внешность должна нести смелый дизайн-манифест. Во-вторых, необходима выдающаяся практичность, то есть очень большой багажник и многочисленные емкости в салоне. В-третьих, нужна высокая кроссоверная посадка. И в-четвертых — компактные размеры.
В том, что касается дизайна, у Volvo даже не манифестация, а парад в честь революции. Или контрреволюции. Ни одной плавной линии, сплошные углы — только не прямые, как в 90-е годы, а большей частью острые. Остроакутальные.
Концептуальный гольф-кроссовер Volvo 40.1 — это будущий XC40, который уже в следующем году составит пару нынешнему псевдовнедорожному хэтчбеку V40 Cross Country. «Сорок первый» уже в силу своего типажа обязан обладать и вместительным багажником, и увеличенным клиренсом, а вот его собрат под концепт-индексом 40.2 ради этого задуман в новом экзотическом для Volvo жанре.
За основу взята идея «вседорожного» седана S60 Cross Country — у «сорок второго» тоже увеличенный клиренс и пластиковый обвес, но это не седан, а лифтбек с большой подъемной дверью багажника. Такими же были Volvo 345 в 80-х и Volvo 440 в 90-х, но, помимо исторических параллелей, нельзя не заметить, что своим телосложением Volvo 40.2 очень напоминает автомобили, которые Томас Ингенлат создавал, когда работал в компании Skoda.
Гибридная платформа CMA не исключает того, что у базовых модификаций останутся традиционные двигатели и трансмиссии, просто флагманскими будут версии с комбинированной силовой установкой или с чисто электрической начинкой.
В рамках проекта CMA разработаны новые трехцилиндровые турбомоторы 1.5 мощностью до 180 л.с. вместо нынешней фордовской турбочетверки того же объема. Правда, почти все инженерные задачи и по двигателям, и по шасси, и по электрическим компонентам выполнили шведы. А китайцы, как объяснил тот же Питер Мертенс, «были очень хороши в том, что касается ускорения работы и поиска дешевых в производстве решений».
Ну и, очевидно, в Geely неплохо проявили себя в вопросах финансирования.
Все трехцилиндровые двигатели, кстати, будут делать в Китае и уже оттуда отправлять в Швецию и Бельгию. Но место под капотом сороковой серии сохранят и четырехцилиндровые двухлитровые турбодизели, и бензиновые турбочетверки 2.0 для «заряженных» модификаций. Хотя гражданским флагманом станет гибридная версия T5 Twin Engine, у которой «трешка» 1.5 вместе с электромотором развивают 250 л.с.
А позже в формате «сорок второго» Volvo появится чистый электромобиль — на него шведы делают особую ставку, так как основными покупателями для машин сороковой серии должны стать миллениалы, то есть активные горожане, которым сейчас от 25 до 35 лет. И всевозможные исследования показывают, что для них важен динамичный, но при этом и экологически дружелюбный автомобиль.
И, конечно, неизгладимое впечатление на всех произвела Tesla Model 3. Поэтому у электромобиля на основе концепта Volvo 40.2 будут большая батарея и запас хода около 350 км.
— Миллениалы — это трендсеттеры, они думают, работают и любят по-другому, их запросы выше, чем запросы их родителей, — объяснял вице-президент Volvo по маркетингу и продажам Бьёрн Аннваль. — Они ищут новые подходы, хотят самостоятельно создавать решения, стремятся сделать свою жизнь еще лучше, легче и увлекательнее. Просто хорошо для них уже недостаточно хорошо.
Как человек, родившийся в 1982 году, я бы, наверное, добавил, что больше всего на свете миллениалы стремятся быть похожими на тот образ, в котором их изображают маркетологи и показывает реклама, — и поэтому охотнее других готовы тратить больше только ради того, чтобы быть «в тренде».
И у Volvo для этого тоже все готово.
«Сороковки» на платформе CMA вряд ли станут доступнее и скромнее нынешних. Скорее, наоборот: бонус за кроссоверность, плюс бонус за гибридность, плюс бонус за дизайн... Добавьте к этому то, что называется conneсtivity: в XC40 и в S40 заложена возможность постоянно находиться онлайн, в Сети. А еще — передовые системы активной безопасности, включая задатки будущего автопилота. Словом, выставка достижений премиум-хозяйства, дресс-код для входа на которую довольно прозрачно обозначил главный дизайнер: если еще не «лабутены», то уже как минимум Prada.