Этнографическая экспедиция Легенды Казахстана на автомобилях Volkswagen Touareg и Volkswagen Amarok
Отправляясь в этнографическую экспедицию Легенды Казахстана, организованную учеными Казахского географического общества, я дал себе слово не повторять главную ошибку Шурика из комедии Кавказская пленница — не изучать древние обычаи методом погружения. За три недели, проведенные в казахстанских степях, не пил кумыса, не разбавлял чай молоком, но рассказы местных краеведов слушал внимательно. И — само собой! — старался изучить кочевые повадки автомобилей Volkswagen Touareg и Volkswagen Amarok, на которых проехал около 7000 км.
Маршрут пролегал через Северный, Западный и Южный Казахстан. Конвоем из трехлитровых дизельных Туарегов с автоматическими коробками передач и Амароков с «механикой» мы проедем через Костанай и Актюбинск, посмотрим на Уральск, Атырау и доберемся до поселка Бейнеу. Если получится пробраться к Каспию, то увидим Актау - бывший город-порт Шевченко, а затем через пустынные степи будем пробиваться к Аральску. Финиш - в Алма-Ате, или, если угодно, в Алматы. Привязка к городам условная, ведь настоящим путешественникам интересны места, которых пока еще нет на туристических картах. Тем более что главная идея проекта Легенды Казахстана как раз в том и заключалась, чтобы таких мест в республике не осталось вовсе. Ежесуточно мы должны «наматывать на кардан» по 600-700 км «асфальта» или по 300км бездорожья, а вдобавок едва ли не в каждом крупном городе нас ждали тематические конференции, на которых ученые-передвижники рассказывали о проблемах развития национальной туристической отрасли. На этнографический ликбез порой уходила добрая половина светового дня, а после обеда - в путь. Мне, сидевшему на этих перегонах за рулем Туарега, жаловаться было грех. Внедорожный спринт на тяговитом внедорожнике с «автоматом» и пневмоподвеской напоминал прогулку по деревенскому проселку. А вот пикапы выражали протест грохотом поклажи в кузовах - и отказывалисьподдерживать столь же высокую среднюю скорость.
В результате к месту ночлега мы, как правило, прибывали далеко за полночь. Но ученые взывали к пониманию. Дескать, многие туристы слишком мало знают о Казахстане, воспринимая страну лишь как перевалочный пункт на пути в Монголию: из тысяч достопримечательностей на слуху лишь каток Медео да космодром Байконур. Хотя одних только древних мавзолеев в Казахстане около трех десятков! К концу 2013 года краеведы обещают сосчитать все до последнего памятника, свести их в общий реестр и издать путеводитель, который станет бомбой. Я старался впитывать все, что слышал из уст казахских ученых, но обрушившийся на меня массив культурно-исторических знаний оказался слишком велик: увяз в именах, названиях, легендах и эпохах. Да и с географией запутался! Например, мне казалось, что самое страшное место в Казахстане - это «дорога смерти», идущая от Аральска в сторону Актюбинска, по которой мы возвращались с Аральского моря. Нет, ребята! Подлинный ад, оказывается, южнее - на пути от поселка Бейнеу к городу-порту Актау.
Поначалу эта дорожка радует приличным асфальтом, но через десяток километров покрытие деградирует: появляются трещины, потом дыры, после дыр - ямы, после ям - провалы, а участки с относительно пологим профилем вытрясают душу зубодробильным грейдером. Тряска сгоняет на обочину, с обочины - в поле, а там тебя встречает накатанная грунтовая колея, до краев заполненная «пухляком» - летучей мелкодисперсной пылью. Под колесами она не мешается, но в кильватере образуется такой шлейф, что движение за впереди идущей машиной становится похожим на игру в жмурки. Чтобы хоть как-то облегчить жизнь замыкающим, я ухожу дальше в степь, потом возвращаюсь на дорогу, пытаюсь «вышивать» длинной змейкой, но делаю только хуже: в штиль «пухляк» нависает над дорогой гигантским капюшоном. Скорость каравана падает до 30 км/ч, а на груженые фуры, плетущиеся по асфальтовым развалинам, и вовсе страшно смотреть - кажется, что они не едут, а бьются в конвульсиях. И так почти триста километров! После пыльной бури нас ждал западный чинк (обрыв) плато Устюрт. Он в два раза выше восточного склона и отличается необычным рельефом, который создают многочисленные разломы земной коры. Готовые декорации для фильмов об инопланетянах. Я бы тоже не прочь пересесть за руль марсохода, потому что автомобилям здесь туго: выматывает жесткий кочкарник, крутые спуски и глубокая колея, напоминающая своим профилем оросительные каналы.
По этому «адскому» участку я ехал уже за рулем Амарока и, стиснув зубы, завидовал всем, кто предусмотрительно пересел в Touareg. Было видно, что на пневмоподвеске в таких условиях двигаться значительно легче: во-первых, меньше трясет, а во-вторых, благодаря внушительному запасу под днищем, водители не боятся колей и кочек. Зато в Амароке не уснешь! Кузов раскачивается на волнах, а воспетый экологами «дважды наддутый» дизель стрекочет, как швейная машинка, и вынуждает сучить рычагом коробки передач даже на ровных участках, потому что под педалью или густо, или пусто. Об однозначности управления этим автомобилем на бездорожье и не мечтайте! Валишь «в пол» - и начинаешь вязнуть в «сыпучке», попутно цепляя задним редуктором грунт. А переключаться вниз - значит обрывать тягу на колесах. Остаться на более высокой передаче? Но не факт, что узкомоментный мотор справится. Пока размышляешь, теряешь скорость - и уже тонешь в облаке собственной пыли. Ощущения непередаваемые! Ехать вперед страшно, потому что ни черта не видно, а останавливаться еще страшнее, поскольку несущийся сзади экипаж тоже ослеп. Но вставать все же приходилось. Пару раз мой Amarok «зависал» в колее только потому, что цеплял рычагами передней подвески спрятавшийся в траве термитник. Я наступал «в пол», но двигатель не успевал выбраться из турбоямы - и глох. Даже езда на «нижнем» ряду трансмиссии не прибавляет характеру Амарока покладистости: в моментной зоне то и дело срываешь колеса в пробуксовку избытком тяги, а карабкаясь на малых оборотах, уже не чувствуешь под педалью запаса. Нет, все-таки среднекубатурным моторам с двойным наддувом на внедорожниках не место. По крайней мере на внедорожниках с механической коробкой передач. До Каспийского моря мы так и не доехали. Это потому, что на ровном грейдере полуострова Мангышлак умудрились пробить колеса аж на четырех автомобилях! Мораль: не надо гневить богов. Сказано же было, что посещать некрополи следует в строго определенной последовательности. И после подземной мечети Шопан-Ата нужнодвигаться именно в сторону Бекет-Аты, а не наоборот! Мы напортачили, за что и поплатились. Кстати, порядок посещения святых мест Казахстана строго соблюдают даже первые лица государства, хотя им в помощь вертолетные площадки, оборудованные рядом со многими мечетями. Но была и награда. После изматывающего пыльного перегона - ночлег в урочище Босжира, фантастически красивом месте, до которого редко добираются туристы. На обратном пути еще раз глотнули пыли, добрались до поселка Бозой, повернули на восток и, выехав на твердое покрытие, оценили строящийся участок нового «Шелкового пути» - трансконтинентального транспортного коридора Западная Европа - Западный Китай. Классная трасса! Протянется она от порта Ляньюньган аж до Санкт-Петербурга, общая длина дороги составит 8445 км, причем треть пройдет по территории Казахстана. Доставлять грузы из Китая в Европу новой дорогой можно будет за десять дней, в то время как морским транспортом через Суэцкий канал они идут по полтора месяца, а по Транссибу - две недели.
На финальном перегоне мы подсчитали потери. На десять машин - десять пробитых колес, пара оторванных брызговиков, сломанная буксирная проушина. На одном из Амароков загудел задний мост. На другом застучал передний правый амортизатор, закапризничал электронный топливомер и стал нечетко работать привод коробки передач. Средний расход топлива у Амароков составил 9,6 л/100 км, у Туарегов - 12,6 л/100 км. Пикап Volkswagen Amarok показал себя в этой поездке ультимативным костотрясом, правда, не лишенным практичной жилки(Амароки везли весь резервный запас топлива, инструмент и громоздкое снаряжение), а Touareg - надежным экспедиционным автомобилем, за рулем которого уверенно себя чувствуют водители с разными навыками езды. Потери в пути - косметические: молдинги, брызговики, защитыдвигателей. И ведь влюбляет в себя, подлец, по уши! Я наблюдал за экипажами - и выяснил, что никто по доброй воле пересаживаться из Туарега в Амарок не захотел... Но делать из этой машины икону я тоже не намерен: на встречу с памятниками и легендами Казахстана можно смело отправляться на любом полноприводном автомобиле с достаточным клиренсом, длинноходной подвеской и кондиционером. Во время нашей экспедиции на Арал, например, лучшим степным транспортом оказался российский УАЗ Патриот! Главное, тщательно разработать маршрут - и ни в коем случае не пытаться объять необъятное: впечатления от плато Устюрт, Чарынского каньона и урочища Босжира надо получать последовательно, причем в гомеопатических дозах. Иначе вы рискуете вообще перестать замечать вокруг себя красоту. Помнить, увы, надо и о том, что в Южном Казахстане водители ведут себя так, словно вышли на тропу войны, героем в которой будет тот, кто продемонстрирует свое презрение и к пешеходам, и к запрещающим сигналам светофора.