Мы побывали на праздновании столетнего юбилея Chevrolet

Фото: компания Chevrolet

«See the USA in your Chevrolet» - гласила американская реклама в 60-х. Потом была рекламная кампания The Heartbeat of America, «пульс Америки». А знаменитый лозунг «Baseball, Hot-dog, Apple-pie&Chevrolet», приравнявший автомобили этой марки к фундаментальным ценностям американской нации?

В ушедшем году Chevrolet отметил столетие. В честь этого на детройтском полигоне Милфорд собрали десятка три автомобилей разных лет и мастей: умопомрачительный Corvette образца 1960 года, рубенсовских форм кабриолет BelAir 1955 года, пикап-купе El Camino 1967 года, пижонский двухдверный Chevrolet Montecarlo начала семидесятых. А рядышком - нынешние бестселлеры Cruze и Aveo, разработанные... Нет, не в Америке, а в подразделении GM Korea. Что сказали бы на это отцы-основатели GM - автомагнат Вильям Дюрант и звезда тогдашних автогонок швейцарец Луи Шевроле?

На экране меняются кадры исторической съемки. Вот довольный усач Шевроле в ноябре 1911 года за баранкой первого автомобиля собственной конструкции и собственного же имени. А вот через четыре года после этого Вильям Дюрант позирует возле седана Chevrolet новой модели - но Луи Шевроле уже не при делах...

Легенда гласит, что поводом для окончательного разрыва Луи Шевроле с Вильямом Дюрантом послужил табачный скандал. Шевроле почти все время дымил любимыми папиросами, а Дюрант настаивал, что совладельцу уважаемой компании надлежит перейти на сигары и одеваться дороже. «Я продал тебе свой автомобиль и свое имя, но я не продавал тебе себя», — якобы ответил Шевроле, продал Дюранту все свои акции и начал собственный бизнес. Но во время Великой депрессии потерял все сбережения и, как говорят, пытался устроиться простым механиком на завод Chevrolet. Умер он в бедности в 1941 году

Та история описана не раз - Дюрант увлек честолюбивого гонщика Шевроле не столько ради его конструкторских находок, сколько ради права использовать его громкое и по-европейски звучное имя. Chevrolet Classic Six, который Луи в соавторстве с инженером Этьеном Планше сконструировал для Дюранта, сегодня назвали бы автомобилем сегмента премиум: шестицилиндровый мотор развивал 40 л.с., трехступенчатая коробка была сделана как одно целое с главной передачей, в оснащение входили стартер и электрические фары, а цена составляла 2150 долларов. Шевроле был доволен результатом, Дюрант - наоборот: продажи оказались настолько малы, что «классическая шестерка» не попала даже в фирменный музей GM. Поэтому уже в 1913 году, воспользовавшись отъездом Шевроле в Европу, Дюрант начинает продавать под его именем модели, созданные на основе машин другой своей фирмы - Little Motors. Маленькие Chevrolet Royal Mail и Baby Grand с четырехцилиндровыми моторами в подметки не годились «Классической шестерке», зато стоили в три раза дешевле. А когда в 1915 году появилась еще более доступная модель 490 ценой всего 490 долларов, доходы фирмы Chevrolet выросли настолько, что позволили Дюранту вернуть себе контрольный пакет акций и пост президента General Motors.

Chevrolet Classic Six 1912 года возле здания компании Chevrolet Motor Car в Детройте. Луи Шевроле стоит слева в белом халате, Вильям Дюрант — крайний справа, в черном цилиндре. За рулем — сын Дюранта Клифф рядом со своей женой. В скором времени отпускная цена цена автомобиля выросла с 2150 до 2500 долларов — «это был рыночный провал», говорится в комментарии официального архива GM к этой фотографии

Девяносто лет спустя, в 2004 году, уже другой глава GM Ричард Вэгонир объявил, что под маркой Chevrolet будут продаваться машины корейской фирмы Daewoo Motors, за четыре года до этого выкупленной джиэмовцами у разорившегося концерна Daewoo за 400 млн долларов. Это событие тогда прошло мимо американцев - самостоятельно Daewoo пыталась продвигать в Америке только Lanos (безуспешные усилия длились с 1998 по 2002 год), и первая корейская модель, Aveo, появилась в Штатах сразу как Chevrolet. А вот покупатели в Европе и Азии почти в точности пережили ремейк «аферы Вильяма Дюранта» - с наступлением 2005 года корейские «золушки» в дилерских салонах Daewoo поголовно превратились в Chevrolet с «бабочками», как в Америке зовут фирменный крест. И снова сработало. Только в Европе за первые четыре года продажи «крещеных» Daewoo выросли со 190 тысяч до 500 тысяч машин в год.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи