Рестайлинговая «пятерка» BMW и старые машины предыдущих поколений — в руках Игоря Владимирского

Фото: Игорь Владимирский | компания BMW

Знакомство с обновленными седанами BMW пятой серии не сулило открытий. Снаружи - С-образные хромированные вставки в переднем бампере, которые усиливают сходство массивной «пятерки» с речным сомом. Более массивные вертикальные планки в «ноздрях», зеркала со встроенными поворотниками, более тонкая «шинковка» задних фонарей, а у хэтчбека GT слегка изменилась форма пятой двери.

Интерьер базовых «пятерок» прежний,­ а за нововведения нужно доплачивать.­ Например, за новую мультимедийную ­сис­тему для задних пассажиров или за шайбу-джойстик системы iDrive со встроенной сенсорной панелью. А наиболее интересная опция - полностью «рисованная» панель приборов от седьмой серии, которая меняет вид в зависимости от режима работы силового агрегата. Самих режимов теперь не четыре, а пять - добавлен наиболее расслабленный Eco Pro. Вдобавок на «пятерку» теперь можно заказать светодиодные фары и систему открывания и закрывания багажника «пинком» ноги под бампер.

Роскошный интерьер с великолепной эргономикой рестайлинг обошел стороной

От «семерки» перешли и улучшения в шасси: новые опоры задних стоек и подрамника, а также чуть ужесточенные двухтрубные амортизаторы Sachs. Базовой отныне будет версия 518d с дефорсированным до 143 л.с. двух­литровым турбодизелем (на версии 520d он развивает 184л.с.), а мощность битурбомотора V8 у BMW 550i увеличена с 408 до 450 л.с.

Но мне удалось поездить только на BMW 530d с трехлитровым тубодизелем (258 л.с.). «Пятерка» едет точно и цельно, мягко парит над дорогой. Дизель урчит сыто и напористо, «автомат» проворно жонглирует восемью передачами, сиденья плотно обнимают тело. Но виражи BMW атакует степенно, с ленцой. Эта отрешенность расслабляет и умиротворяет, как если бы в салоне играла ­музыка в стиле чил-аут.

Даже у опционной «рисованной» комбинации приборов виртуальные шкалы заключены в хромированные ободки. В режиме Eco Pro (фото 2) светится только половина шкалы спидометра, а на месте тахометра появляется эконометр. В «спорте» (фото 3) в центр шкал выводятся скорость и номер включенной передачи
Даже у опционной «рисованной» комбинации приборов виртуальные шкалы заключены в хромированные ободки. В режиме Eco Pro (фото 2) светится только половина шкалы спидометра, а на месте тахометра появляется эконометр. В «спорте» (фото 3) в центр шкал выводятся скорость и номер включенной передачи
Даже у опционной «рисованной» комбинации приборов виртуальные шкалы заключены в хромированные ободки. В режиме Eco Pro (фото 2) светится только половина шкалы спидометра, а на месте тахометра появляется эконометр. В «спорте» (фото 3) в центр шкал выводятся скорость и номер включенной передачи
0 / 0

Хэтчбек BMW 535i GT с трехлитровой рядной наддувной «шестеркой» (306л.с.) едет еще степеннее. Здесь длиннее колесная база, просторнее салон, чуть лучше шумоизоляция, а задняя пневмоподвеска есть уже в «базе». Быстро, надежно, комфортно… Как в Мерседесе.

А ведь раньше все было по-другому.

Полчаса езды на север от Мюнхена - и мы в крохотном городке Унтершлайсхайме. Здесь находится учебный центр BMW, а на парковке в ряд выстроились седаны пятой серии всех предыдущих поколений. Все - в прекрасном состоянии, с минимальным пробегом и наклейками «BMW Classic» на бортах. Эти машины - из запасников музея BMW, но выкатывают их нечасто, пару раз в год.

Клавиши слева от селектора «автомата» управляют режимами работы силового агрегата и шасси. Шайба системы iDrive стала крупнее, а за доплату в нее вживляется сенсорная панель…
…на которой можно пальцем «рисовать» букв­ы, чтобы ввести пункт назначения в навигатор или адрес сайта в интернет-браузер
Раньше телевизоры были встроены в спинки передних сидений, а теперь закреплены на ножках
0 / 0

Первая «пятерка» в кузове E12 появилась летом 1972 года, а у меня в руках - маленький ключик от лимонно-желтого седана BMW 528 1975 года выпуска. Тоненькие двери, огромная баранка, вертикальная «итальянская» посадка… Как в Жигулях, то есть в Фиате 124. Но у BMW были рядная «шестерка» под капотом, автоматическая коробка передач и независимая задняя подвеска.

Карбюраторный мотор легендарного семейства M30 шелестит ровно, причем управление воздушной заслонкой автоматическое - ручки «подсоса» тут нет. Трехступенчатый «автомат» ZF 3HP22 в 1975 году только появился и считался прогрессивным - он был легче, компакт­нее и проворнее прежних коробок BorgWarner, которые применялись на BMW с шестидесятых. Но передачи переключаются долго и с рывками, блокировки гид­ротрасформатора нет - по ощущениям в нем «утонули» не менее четверти из заявленных 165 «лошадей», поэтому динамика на уровне сегодняшнего средненького хэтчбека гольф-класса.

В семидесятых этот простоватый салон выглядел солидно. Все надписи и обозначения - на немецком языке: тогда автопроизводители еще не обязаны были переводить их на английский или заменять пиктограммами

Руль - без усилителя, но не тяжелый и совсем не острый. А подвеска потрясающе энергоемкая, хотя расплачиваться за это приходится большими кренами. Нет, на этой машине нужно ездить степенно, не торопясь, любуясь пейзажами… Стоп. Да тут раздолье для шпионов! Вот навстречу проскочил маленький закамуфлированный хэтчбек - похоже, Mini нового поколения. Вот на обгон пошло купе четвертой серии - тоже в камуфляже. А спустя пять минут прямо передо мной со второстепенной дорожки вырулил большой кроссовер. Ну что, догоним? Но почуяв преследование, водитель «втопил» - и с легкостью скрылся за связкой поворотов, не оставив нам с «пятеркой» никаких шансов. А ведь в семидесятые версия 528 была самой мощной в семействе, ценилась за хорошие динамические показатели и стоила как более престижный Jaguar XJ6.

«Пятерка» второго поколения (E28) встала на конвейер в 1981 году, но издалека ее можно перепутать с машиной первого поколения: архитектура кузова и почти вся техника у них практически одинаковые. Посадка здесь такая же не­удобная, рулевая колонка не регулируется, но место водителя уже похоже на кокпит - с развернутой к водителю центральной консолью.

«Пятерка» первого поколения (E12) в Германии выпускалась с 1972 по 1982 год, а в Южной Африке модель собирали до 1984 года. Двигатели - объемом 1,8-3,5 л мощностью 90-218 л.с. Выпущено 699 тысяч машин. Кстати, как минимум одна такая «пятерка» в семидесятых несла службу в московской ГАИ
«Пятерка» первого поколения (E12) в Германии выпускалась с 1972 по 1982 год, а в Южной Африке модель собирали до 1984 года. Двигатели - объемом 1,8-3,5 л мощностью 90-218 л.с. Выпущено 699 тысяч машин. Кстати, как минимум одна такая «пятерка» в семидесятых несла службу в московской ГАИ
0 / 0

А в 1983 году «пятерка» первой из всех BMW примерила дизель. Да какой! «Шес­терку» объемом 2,4 л с турбокомпрессором Garrett T3 и двумя электронными блоками управления. Мощность - 115л.с. В те времена BMW 524td считался самым быстрым и драйверским дизельным седаном.

Но по нынешним меркам дизельная «пятерка» - тихоход. «Крутится» мотор неохотно, звучит по-тракторному, хотя уровень вибрации приемлемый - все-таки рядная «шестерка». Чтобы уверенно держаться в сегодняшнем потоке, приходится часто орудовать рычагом коробки передач и постоянно топтать педаль газа.

BMW пятой серии второго поколения (E28), 1981-1987 гг. Двигатели - объемом 1,8-3,5 л мощностью 86-286 л.с. Выпущено 722 тысячи машин, из которых 75 тысяч - со 115-сильным турбодизелем

На очереди - BMW M535i 1985 года выпуска. От отделения BMW Motorsport здесь только наружный обвес, колеса, сдвоенная труба выхлопной системы, трехспицевая баранка и спортивные передние сиденья. А технически это обычный BMW 535i - самая мощная версия на то время, не считая настоящего BMW M5. Тут уже есть АБС, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, центральный замок, регулировка руля по вылету (да-да, телескопический механизм на рулевой колонке у BMW появился раньше, чем шарнир для «высотной» регулировки)… А на потолке - блок самодиагностики. Но руль - все еще без усилителя: за него, как и за кондиционер, надо было доплачивать.

Под капотом мягко урчит очередная итерация «шестерки» M30 - теперь объе­мом 3,4 л (218 л.с.) и с электронной системой впрыска Bosch Motronic. Пока едем по городу - никаких эмоций: мотор уверенно тянет почти с холостых. Но вот пересекаем границу населенного пунк­та, одним движением перехожу с пятой на вторую, мотор взревел… Это совсем другая песня! В ней уже и ярость, и глубина, но никакого надрыва. Тяга ровная, без пиков и провалов.

А на длинной ходовой дуге «пятерка» начинает подруливать - приходится рулить «пилой», то уменьшая, то увеличивая угол поворота баранки. Задняя подвеска на косых рычагах появилась еще в середине шестидесятых на BMW так называемого нового класса и наделяла машины слишком явной склонностью к заносу.

На потолке - прообраз нынешних диагностичес­ких систем: нажав кнопку Check, можно удостовериться, что лампочки не перегорели, а уровень масла в двигателе не ниже положенного
А это бортовой компьютер, в котором «зашито» больше функций, чем в иных бюджетных иномарках наших дней. Сейчас на дисплее высвечивается средний расход топлива
0 / 0

Сохранились «косые рычаги» и на «пятерке» в кузове E34 образца 1987 года. О, это легендарная машина для России! Именно на таких «бэхах» гоняли бритоголовые братки и рэкетиры: помните - «бое­вая машина вымогателей»?

В моих руках - музейный седан BMW M5 1992 года. В салоне просторнее, посадка современная, руль регулируется в двух плоскостях, но по-прежнему очень большой по диаметру, хотя гидроусилитель уже входил в базовую комплектацию. Под капотом - «шестерка» серии S38, ведущая историю от суперкара BMW M1. Моя машина - «промежуточной» серии: объем двигателя уже увеличен с базовых 3,6 до 3,8 л (340 л.с.), но коробка передач Getrag еще пятиступенчатая. Разгон? Хорош, но чувствуется, что машина на 200 кг тяжелее прежнего седана BMW M535i. Шумоизоляция лучше, двигатель рычит уже не так звонко, без огонька. Да и реакции на педаль газа не такие острые.

Зато крены заметно меньше, а задняя подвеска подруливает не так активно. И это хорошо, потому что в околонулевой зоне на баранке - пустота: корректировать курс приходится «на ощупь».

«Подогретый» седан BMW M535i (1985-1987 гг.) отличался от обычной «пятерки» декором, а в списке опций был «автомат». Выпущено 9483 машины
Все на своем месте, все под рукой, но посадка с сильно заваленным вперед рулем все еще неудобная
0 / 0

Следующая «пятерка» в кузове E39 - вот настоящий шедевр. Работа подчиненных Криса Бэнгла, между прочим: он стал шеф-дизайнером BMW в 1992 году, а «пятерка» серии E39 дебютировала тремя годами позже. Чистые плавные линии, красивый и удобнейший салон, сзади наконец-то появилась современная многорычажка. Даже сегодня, спустя почти двадцать лет, эта машина не кажется устаревшей. А уж BMW M5…

Почти пятилитровой «восьмерке» (400 л.с.) с фазовращателями на впуске и выпуске абсолютно все равно, какая включена передача, - вытянет с любых оборотов! В городе вообще можно пользоваться двумя передачами - первой и пятой. Газ в пол - мгновенный подхват и уверенная тяга вплоть до 6000 об/мин. Рычаг «механики» Getrag хотя и длинноходен, но четкость переключений бесподобна. Подвеска дарит и комфорт, и азарт, поворачиваемость почти нейтральная: «эмка» жадно ныряет в повороты - и держит, держит!

А какой звук у мотора…

«Пятерка» третьего поколения (E34), 1987-1996 гг. Двигатели - объемом 1,8-3,8 л мощностью 113-340 л.с. В 1991 году гамму дополнили универсал и полноприводная версия, а всего выпущено 1 млн 333 тысячи автомобилей, включая 12254 модификации M5
Здесь удобно и просторно. Климат-контроль — двухзонный, с забавными шайбами регулировки температуры, а справа от комбинации приборов расположен переключатель режимов работы электронноуправляемых амортизаторов
Снаружи BMW M5 отличается от «гражданских» версий шильдиками, аэродинамической «юбкой» по периметру кузова, двустволкой выхлопных труб и черной пластиковой вставкой между задними фонарями
0 / 0

Наверное, даже к лучшему, что мне не хватило времени прокатиться на BMW M5 в кузове E60. Эта машина была уже слишком далека от гражданских «пятерок»: оригинальный мотор V10, полугоночный «робот» SMG III… И слишком очевидный крен в сторону комфорта и обилия сервисной электроники. Нет, я не хочу сказать, что это плохо. Достаточно посмотреть на результаты продаж - они все растут, и нынешняя машина с кодом F10 стала самой популярной за всю историю пятой серии! К середине жизненного цикла модели выпущено более миллиона машин, а Mercedes E-класса и Audi A6 расходятся заметно хуже.

Однако в моем сердце лучшей «пятеркой» всех времен останется машина серии E39. Если у вас такая в хорошем состоянии - берегите.

«Пятерка» четвертого поколения (E39), 1995-2004 гг. Двигатели - объемом 2,0-4,9 л мощностью 136-400 л.с. Выпущено 1млн 488 тысяч автомобилей, включая 20711 модификаций M5. Кстати, машине пятого поколения (E60) это достижение побить не удалось (1 млн 423 тысячи машин)
Из этого салона не хочется выходить: продумана каждая линия и клавиша
Внешние приметы модификации M5 — иные бамперы, зеркала заднего вида, четыре выхлопные трубы и небольшой спойлер на крышке багажника
0 / 0

Паспортные данные
Автомобиль BMW 528 Automatic (E12) BMW 524td (E28) BMW M535i (E28)
Годы выпуска 1975-1977 1983-1987 1985-1987
Тип кузова четырехдверный седан четырехдверный седан четырехдверный седан
Число мест 5 5 5
Размеры, мм длина 4620 4620 4620
ширина 1690 1700 1700
высота 1425 1415 1397
колесная база 2636 2625 2625
колея передняя/задняя 1422/1470 1430/1460 1430/1465
Объем багажника, л 440 460 460
Снаряженная масса, кг 1435 1390 1450
Полная масса, кг 1860 1865 1900
Двигатель бензиновый, карбюраторный вихрекамерный турбодизель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд 6, в ряд 6, в ряд
Рабочий объем, см3 2788 2443 3430
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 86,0/80,0 80,0/81,0 92,0/86,0
Степень сжатия 9,0:1 22,0:1 8,0:1
Число клапанов 12 12 12
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 165/121/5800 115/85/4800 218/160/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 258/4000 210/2400 310/4000
Коробка передач автоматическая, 3-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая механическая, 5-ступенчатая
Привод задний задний задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, на косых рычагах независимая, пружинная, на косых рычагах независимая, пружинная, на косых рычагах
Передние тормоза дисковые дисковые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые барабанные дисковые
Шины 195/70 HR14 175 HR14 220/55 VR 390
Максимальная скорость, км/ч 198 180 230
Время разгона 0-100 км/ч, с 10,0 13,5 7,2
Расход топлива, л/100 км городской цикл 17,6 9,0 19,0
загородный цикл 11,1 5,2 8,5
смешанный цикл 15,4 7,1 12,6
Емкость топливного бака, л 70 70 70
* Ограничена электроникой
Паспортные данные
Автомобиль BMW M5 (E34) BMW M5 (E39)
Годы выпуска 1991-1994 1998-2003
Тип кузова четырехдверный седан четырехдверный седан
Число мест 5 5
Размеры, мм длина 4720 4784
ширина 1751 1800
высота 1392 1437
колесная база 2761 2830
колея передняя/задняя 1474/1496 1515/1527
Объем багажника, л 460 460
Снаряженная масса, кг 1650 1795
Полная масса, кг 2150 2290
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, продольно спереди, продольно
Число и расположение цилиндров 6, в ряд 8, V-образно
Рабочий объем, см3 3795 4941
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 94,6/90,0 94,0/89,0
Степень сжатия 10,5:1 11,1:1
Число клапанов 24 32
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 340/250/6900 400/294/6600
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 400/4750 500/3800
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая механическая, 6-ступенчатая
Привод задний задний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска независимая, пружинная, на косых рычагах независимая, пружинная, многорычажная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Шины 235/45 ZR17 245/40 R18 спереди, 275/35 R18 сзади
Максимальная скорость, км/ч 250* 250*
Время разгона 0-100 км/ч, с 5,9 5,3
Расход топлива, л/100 км городской цикл 18,0 21,1
загородный цикл 9,6 9,8
смешанный цикл 12,0 13,9
Емкость топливного бака, л 80 70
* Ограничена электроникой

Рекомендованные статьи