Рестайлинговая «пятерка» BMW и старые машины предыдущих поколений — в руках Игоря Владимирского
Знакомство с обновленными седанами BMW пятой серии не сулило открытий. Снаружи - С-образные хромированные вставки в переднем бампере, которые усиливают сходство массивной «пятерки» с речным сомом. Более массивные вертикальные планки в «ноздрях», зеркала со встроенными поворотниками, более тонкая «шинковка» задних фонарей, а у хэтчбека GT слегка изменилась форма пятой двери.
Интерьер базовых «пятерок» прежний, а за нововведения нужно доплачивать. Например, за новую мультимедийную систему для задних пассажиров или за шайбу-джойстик системы iDrive со встроенной сенсорной панелью. А наиболее интересная опция - полностью «рисованная» панель приборов от седьмой серии, которая меняет вид в зависимости от режима работы силового агрегата. Самих режимов теперь не четыре, а пять - добавлен наиболее расслабленный Eco Pro. Вдобавок на «пятерку» теперь можно заказать светодиодные фары и систему открывания и закрывания багажника «пинком» ноги под бампер.
От «семерки» перешли и улучшения в шасси: новые опоры задних стоек и подрамника, а также чуть ужесточенные двухтрубные амортизаторы Sachs. Базовой отныне будет версия 518d с дефорсированным до 143 л.с. двухлитровым турбодизелем (на версии 520d он развивает 184л.с.), а мощность битурбомотора V8 у BMW 550i увеличена с 408 до 450 л.с.
Но мне удалось поездить только на BMW 530d с трехлитровым тубодизелем (258 л.с.). «Пятерка» едет точно и цельно, мягко парит над дорогой. Дизель урчит сыто и напористо, «автомат» проворно жонглирует восемью передачами, сиденья плотно обнимают тело. Но виражи BMW атакует степенно, с ленцой. Эта отрешенность расслабляет и умиротворяет, как если бы в салоне играла музыка в стиле чил-аут.
Хэтчбек BMW 535i GT с трехлитровой рядной наддувной «шестеркой» (306л.с.) едет еще степеннее. Здесь длиннее колесная база, просторнее салон, чуть лучше шумоизоляция, а задняя пневмоподвеска есть уже в «базе». Быстро, надежно, комфортно… Как в Мерседесе.
А ведь раньше все было по-другому.
Полчаса езды на север от Мюнхена - и мы в крохотном городке Унтершлайсхайме. Здесь находится учебный центр BMW, а на парковке в ряд выстроились седаны пятой серии всех предыдущих поколений. Все - в прекрасном состоянии, с минимальным пробегом и наклейками «BMW Classic» на бортах. Эти машины - из запасников музея BMW, но выкатывают их нечасто, пару раз в год.
Первая «пятерка» в кузове E12 появилась летом 1972 года, а у меня в руках - маленький ключик от лимонно-желтого седана BMW 528 1975 года выпуска. Тоненькие двери, огромная баранка, вертикальная «итальянская» посадка… Как в Жигулях, то есть в Фиате 124. Но у BMW были рядная «шестерка» под капотом, автоматическая коробка передач и независимая задняя подвеска.
Карбюраторный мотор легендарного семейства M30 шелестит ровно, причем управление воздушной заслонкой автоматическое - ручки «подсоса» тут нет. Трехступенчатый «автомат» ZF 3HP22 в 1975 году только появился и считался прогрессивным - он был легче, компактнее и проворнее прежних коробок BorgWarner, которые применялись на BMW с шестидесятых. Но передачи переключаются долго и с рывками, блокировки гидротрасформатора нет - по ощущениям в нем «утонули» не менее четверти из заявленных 165 «лошадей», поэтому динамика на уровне сегодняшнего средненького хэтчбека гольф-класса.
Руль - без усилителя, но не тяжелый и совсем не острый. А подвеска потрясающе энергоемкая, хотя расплачиваться за это приходится большими кренами. Нет, на этой машине нужно ездить степенно, не торопясь, любуясь пейзажами… Стоп. Да тут раздолье для шпионов! Вот навстречу проскочил маленький закамуфлированный хэтчбек - похоже, Mini нового поколения. Вот на обгон пошло купе четвертой серии - тоже в камуфляже. А спустя пять минут прямо передо мной со второстепенной дорожки вырулил большой кроссовер. Ну что, догоним? Но почуяв преследование, водитель «втопил» - и с легкостью скрылся за связкой поворотов, не оставив нам с «пятеркой» никаких шансов. А ведь в семидесятые версия 528 была самой мощной в семействе, ценилась за хорошие динамические показатели и стоила как более престижный Jaguar XJ6.
«Пятерка» второго поколения (E28) встала на конвейер в 1981 году, но издалека ее можно перепутать с машиной первого поколения: архитектура кузова и почти вся техника у них практически одинаковые. Посадка здесь такая же неудобная, рулевая колонка не регулируется, но место водителя уже похоже на кокпит - с развернутой к водителю центральной консолью.
А в 1983 году «пятерка» первой из всех BMW примерила дизель. Да какой! «Шестерку» объемом 2,4 л с турбокомпрессором Garrett T3 и двумя электронными блоками управления. Мощность - 115л.с. В те времена BMW 524td считался самым быстрым и драйверским дизельным седаном.
Но по нынешним меркам дизельная «пятерка» - тихоход. «Крутится» мотор неохотно, звучит по-тракторному, хотя уровень вибрации приемлемый - все-таки рядная «шестерка». Чтобы уверенно держаться в сегодняшнем потоке, приходится часто орудовать рычагом коробки передач и постоянно топтать педаль газа.
На очереди - BMW M535i 1985 года выпуска. От отделения BMW Motorsport здесь только наружный обвес, колеса, сдвоенная труба выхлопной системы, трехспицевая баранка и спортивные передние сиденья. А технически это обычный BMW 535i - самая мощная версия на то время, не считая настоящего BMW M5. Тут уже есть АБС, электростеклоподъемники, электропривод зеркал, центральный замок, регулировка руля по вылету (да-да, телескопический механизм на рулевой колонке у BMW появился раньше, чем шарнир для «высотной» регулировки)… А на потолке - блок самодиагностики. Но руль - все еще без усилителя: за него, как и за кондиционер, надо было доплачивать.
Под капотом мягко урчит очередная итерация «шестерки» M30 - теперь объемом 3,4 л (218 л.с.) и с электронной системой впрыска Bosch Motronic. Пока едем по городу - никаких эмоций: мотор уверенно тянет почти с холостых. Но вот пересекаем границу населенного пункта, одним движением перехожу с пятой на вторую, мотор взревел… Это совсем другая песня! В ней уже и ярость, и глубина, но никакого надрыва. Тяга ровная, без пиков и провалов.
А на длинной ходовой дуге «пятерка» начинает подруливать - приходится рулить «пилой», то уменьшая, то увеличивая угол поворота баранки. Задняя подвеска на косых рычагах появилась еще в середине шестидесятых на BMW так называемого нового класса и наделяла машины слишком явной склонностью к заносу.
Сохранились «косые рычаги» и на «пятерке» в кузове E34 образца 1987 года. О, это легендарная машина для России! Именно на таких «бэхах» гоняли бритоголовые братки и рэкетиры: помните - «боевая машина вымогателей»?
В моих руках - музейный седан BMW M5 1992 года. В салоне просторнее, посадка современная, руль регулируется в двух плоскостях, но по-прежнему очень большой по диаметру, хотя гидроусилитель уже входил в базовую комплектацию. Под капотом - «шестерка» серии S38, ведущая историю от суперкара BMW M1. Моя машина - «промежуточной» серии: объем двигателя уже увеличен с базовых 3,6 до 3,8 л (340 л.с.), но коробка передач Getrag еще пятиступенчатая. Разгон? Хорош, но чувствуется, что машина на 200 кг тяжелее прежнего седана BMW M535i. Шумоизоляция лучше, двигатель рычит уже не так звонко, без огонька. Да и реакции на педаль газа не такие острые.
Зато крены заметно меньше, а задняя подвеска подруливает не так активно. И это хорошо, потому что в околонулевой зоне на баранке - пустота: корректировать курс приходится «на ощупь».
Следующая «пятерка» в кузове E39 - вот настоящий шедевр. Работа подчиненных Криса Бэнгла, между прочим: он стал шеф-дизайнером BMW в 1992 году, а «пятерка» серии E39 дебютировала тремя годами позже. Чистые плавные линии, красивый и удобнейший салон, сзади наконец-то появилась современная многорычажка. Даже сегодня, спустя почти двадцать лет, эта машина не кажется устаревшей. А уж BMW M5…
Почти пятилитровой «восьмерке» (400 л.с.) с фазовращателями на впуске и выпуске абсолютно все равно, какая включена передача, - вытянет с любых оборотов! В городе вообще можно пользоваться двумя передачами - первой и пятой. Газ в пол - мгновенный подхват и уверенная тяга вплоть до 6000 об/мин. Рычаг «механики» Getrag хотя и длинноходен, но четкость переключений бесподобна. Подвеска дарит и комфорт, и азарт, поворачиваемость почти нейтральная: «эмка» жадно ныряет в повороты - и держит, держит!
А какой звук у мотора…
Наверное, даже к лучшему, что мне не хватило времени прокатиться на BMW M5 в кузове E60. Эта машина была уже слишком далека от гражданских «пятерок»: оригинальный мотор V10, полугоночный «робот» SMG III… И слишком очевидный крен в сторону комфорта и обилия сервисной электроники. Нет, я не хочу сказать, что это плохо. Достаточно посмотреть на результаты продаж - они все растут, и нынешняя машина с кодом F10 стала самой популярной за всю историю пятой серии! К середине жизненного цикла модели выпущено более миллиона машин, а Mercedes E-класса и Audi A6 расходятся заметно хуже.
Однако в моем сердце лучшей «пятеркой» всех времен останется машина серии E39. Если у вас такая в хорошем состоянии - берегите.
Паспортные данные | ||||
---|---|---|---|---|
Автомобиль | BMW 528 Automatic (E12) | BMW 524td (E28) | BMW M535i (E28) | |
Годы выпуска | 1975-1977 | 1983-1987 | 1985-1987 | |
Тип кузова | четырехдверный седан | четырехдверный седан | четырехдверный седан | |
Число мест | 5 | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4620 | 4620 | 4620 |
ширина | 1690 | 1700 | 1700 | |
высота | 1425 | 1415 | 1397 | |
колесная база | 2636 | 2625 | 2625 | |
колея передняя/задняя | 1422/1470 | 1430/1460 | 1430/1465 | |
Объем багажника, л | 440 | 460 | 460 | |
Снаряженная масса, кг | 1435 | 1390 | 1450 | |
Полная масса, кг | 1860 | 1865 | 1900 | |
Двигатель | бензиновый, карбюраторный | вихрекамерный турбодизель | бензиновый, с распределенным впрыском | |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 6, в ряд | 6, в ряд | |
Рабочий объем, см3 | 2788 | 2443 | 3430 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 86,0/80,0 | 80,0/81,0 | 92,0/86,0 | |
Степень сжатия | 9,0:1 | 22,0:1 | 8,0:1 | |
Число клапанов | 12 | 12 | 12 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 165/121/5800 | 115/85/4800 | 218/160/5500 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 258/4000 | 210/2400 | 310/4000 | |
Коробка передач | автоматическая, 3-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 5-ступенчатая | |
Привод | задний | задний | задний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, на косых рычагах | независимая, пружинная, на косых рычагах | независимая, пружинная, на косых рычагах | |
Передние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые | барабанные | дисковые | |
Шины | 195/70 HR14 | 175 HR14 | 220/55 VR 390 | |
Максимальная скорость, км/ч | 198 | 180 | 230 | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 10,0 | 13,5 | 7,2 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 17,6 | 9,0 | 19,0 |
загородный цикл | 11,1 | 5,2 | 8,5 | |
смешанный цикл | 15,4 | 7,1 | 12,6 | |
Емкость топливного бака, л | 70 | 70 | 70 | |
* Ограничена электроникой |
Паспортные данные | |||
---|---|---|---|
Автомобиль | BMW M5 (E34) | BMW M5 (E39) | |
Годы выпуска | 1991-1994 | 1998-2003 | |
Тип кузова | четырехдверный седан | четырехдверный седан | |
Число мест | 5 | 5 | |
Размеры, мм | длина | 4720 | 4784 |
ширина | 1751 | 1800 | |
высота | 1392 | 1437 | |
колесная база | 2761 | 2830 | |
колея передняя/задняя | 1474/1496 | 1515/1527 | |
Объем багажника, л | 460 | 460 | |
Снаряженная масса, кг | 1650 | 1795 | |
Полная масса, кг | 2150 | 2290 | |
Двигатель | бензиновый, с распределенным впрыском | бензиновый, с распределенным впрыском | |
Расположение | спереди, продольно | спереди, продольно | |
Число и расположение цилиндров | 6, в ряд | 8, V-образно | |
Рабочий объем, см3 | 3795 | 4941 | |
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм | 94,6/90,0 | 94,0/89,0 | |
Степень сжатия | 10,5:1 | 11,1:1 | |
Число клапанов | 24 | 32 | |
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин | 340/250/6900 | 400/294/6600 | |
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин | 400/4750 | 500/3800 | |
Коробка передач | механическая, 5-ступенчатая | механическая, 6-ступенчатая | |
Привод | задний | задний | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, на косых рычагах | независимая, пружинная, многорычажная | |
Передние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Задние тормоза | дисковые, вентилируемые | дисковые, вентилируемые | |
Шины | 235/45 ZR17 | 245/40 R18 спереди, 275/35 R18 сзади | |
Максимальная скорость, км/ч | 250* | 250* | |
Время разгона 0-100 км/ч, с | 5,9 | 5,3 | |
Расход топлива, л/100 км | городской цикл | 18,0 | 21,1 |
загородный цикл | 9,6 | 9,8 | |
смешанный цикл | 12,0 | 13,9 | |
Емкость топливного бака, л | 80 | 70 | |
* Ограничена электроникой |