Леонид Голованов побывал на курсах школы водительского мастерства Porsche
- А потом пришли скандинавские пилоты и показали всем, что такое rally flick. Я хочу научить вас этой штуке!
Как я завидовал Павлу Карину два года назад, когда тот съездил на трехдневные курсы зимней школы Porsche в Финляндию! Мне, увы, отведен лишь один день, зато инструктор тот же: веселый, бесшабашный и влюбленный в автоспорт датчанин Ян Калмар.
Японцы. Полный самолет японцев! Что они делают здесь, в финском Заполярье? У них же есть свой остров Хоккайдо, там снега еще больше, чем в Финляндии!
- Северное сияние.
Ян здесь уже месяц и знает все.
- Японцы верят, что ребенок, зачатый под северным сиянием, будет особенно счастливым. Посмотри, сюда едут одни парочки. Селятся в отеле «Извините, облака...»
Север Финляндии похож на инвертированный Крым: там живут от лета до лета, а тут - от зимы до зимы. Снегоходы, олени, собачьи упряжки, мифический Санта-Клаус - для привлечения туристов годится все. А уж раллийная езда по замерзшим озерам - тем более. Справа от дороги - съезд на знакомый нам полигон Test World, но нам не туда, а налево: на озеро, арендованное немцами из Porsche. Павлу Карину повезло, он прошел трехдневный курс в школе Porsche Ice Force, который стоит 5500 евро. Мне же достался однодневный курс - такой обойдется в 1500 евро, не считая цены билета. Энтузиасты из Porsche Classic-клуба, которые приехали в этот финский городок Саариселькя из России на клубных микроавтобусах Volkswagen, считают, что именно однодневный курс - оптимум.
Посмотрим.
Первым делом - PSM off! Без волшебства системы Porsche Stability Management среднемоторный и верткий Boxster удержать от разворота непросто. Но зато какое тут реактивное действие на руле! Баранка заметно тяжелее и честнее, чем на обычном заднеприводном Porsche 911.
Хотя полноприводная Carrera 4S тоже серьезнее утяжеляет баранку - управляемые колеса нагружены и дополнительной массой, и тягой двигателя. Правда, полный привод тут не постоянный полный, а подключаемый - однако электроника новейшего поколения делает переход от задне- к полноприводности почти незаметным. Почти. Потому что провести Карреру 4S с постоянным углом заноса по ледяному кругу не так просто, как мой Lancer Evolu... Ну да, кто о чем, а я - про него, про Evo IX! Потому что когда речь заходит о «ралли флике», то и Себастьен Лоэб, и Яри-Матти Латвала, и множество других именитых раллистов считают референсным именно этот автомобиль.
Так вот, даже новейшая Carrera 4S по предсказуемости в скольжениях уступает Эвику. Газ - руль влево - снежная пыль, выметаемая со льда покрышками с четырехмиллиметровыми шипами, начинает оседать на правых боковых стеклах - теперь руль прямо - и даже вправо, чтобы не закрутиться - а теперь опять влево... Эх, не надо было сбрасывать газ: после добавления тяги передок подключается вновь - и «выдергивает» машину из заноса.
Все-таки приходится думать и за себя, и за того парня, что отлаживал программный код.
Но стоит пересесть в Porsche 911 Turbo предыдущего поколения - и ты понимаешь, насколько больше теперь знает и умеет этот парень из Вайсзаха. Система полного привода на «старом» Turbo та же, с электронноуправляемой муфтой передка. Но запаздывает куда заметнее. Газ - и моментальный занос! Переход к полноприводности тут резче и менее предсказуем.
Однако rally flick, «раллийный трюк», он же «скандинавский трюк», получается сам собой - не зря Ян Калмар выбрал для этого упражнения именно Turbo. Машину нужно разогнать примерно до сотни, под торможение поставить боком еще до виража - и сверхмощный заднемоторный красавец кабриолет делает это словно сам. А потом - полный газ и руль прямо!
Красота...
Но отрабатывать rally flick на широкой площадке просто, а вот ехать таким макаром по извилистой трассе со множеством виражей и сугробами по бокам - уже сложнее. И для этого Ян приготовил «десерт»: обычная заднеприводная Carrera S - но на специальных наварных шинах шведской компании Dackproffsen. Резина протектора дубовая, зато в нее вклеены 420 полугоночных шипов с выступанием в 5 мм. «Эти шины мои друзья из Dackproffsen сделали по моей спецификации», - гордится Калмар.
Не зря старался. Зацеп на льду едва ли не лучше, чем на мокром асфальте: словно едешь по гравию на раллийных шинах. И...
- Давайте, парни, вы короли дрифта!
Это Калмар подзуживает по рации. Я не знаю другого такого инструктора, который настолько искренне бы восхищался своими учениками, действительно хотел им помочь, научить их чему-то новому, поднять скорость, освободить от страха.
И минимум теории: Ян говорит только о главном.
- Надо четко показывать машине, чего ты от нее хочешь. Если все время сбрасывать газ и сучить рулем туда-сюда, машина растеряется. Как она сможет понять, куда ей, направо или налево?
И, конечно, hardware («железо») тоже влияет на процесс. Говорят: тяжело в учении - легко в бою. С одной стороны, это так: если научился гонять на раздолбанных Жигулях, перейти на уровень выше всегда легче. Но с другой... Насколько же проще разучивать rally flick на Porsche 911 - и на пятимиллиметровом шипе! Великолепный баланс продольных и поперечных сцепных свойств вкупе с остальными качествами нынешней машины серии 991 делает тебя мастером скольжений. Да, перед стартом ты подписывал бумажку о том, что все повреждения автомобилей до 10 тысяч евро будешь оплачивать сам. Но с таким зацепом ошибиться сложно - а если ошибся, то Carrera S оставляет время на то, чтобы все исправить.
И ты атакуешь! Ты привыкаешь под газ ставить боком машину перед любым виражом - так, чтобы нос постоянно смотрел в сугробы. И rally flick входит в твою плоть и кровь, он становится столь же естественным, как дыхание или ходьба. Теперь бы поднять ход, попрактиковаться на скоростях под двести...
Но пора уезжать.
День - это мало! Ты только входишь во вкус разучивания «ралли флика» на Porsche под руководством инструктора, который верит в тебя, как отец в родного сына. Который учит самым простым, но необходимым вещам. Держать баланс - Ян любит вертеть в руках бутылку с водой, говоря о своевременной загрузке передка при торможении. Смотреть не на обочину, а на выход из виража - туда, где хочешь оказаться.
И - больше газа! Под тягой живет не только автомобиль WRC, но и любой другой. Нужно только не бояться использовать ее полностью - мощность, Power, Leistung. И это, пожалуй, универсальный опыт. Только так можно эффективно управлять миром. Не привлекая внимания санитаров.