Дагестан, Ингушетия и Чечня своими глазами за рулем внедорожника Toyota Land Cruiser 100

Фото: Алексей Мочалов | Владимир Мельников

Во время карантина рассказ о поездке туда, где красиво и вкусно, может выглядеть недоброй насмешкой. Но цель моего путешествия и без карантина не назовешь особенно туристической — это Дагестан. После экспедиции Авторевю трехлетней давности я точно знал, что обязательно туда вернусь. И сейчас расскажу вам, почему снова отправлюсь в эти горы, как только мы переживем вынужденное заточение.

Поехал я в горы не сам по себе, а в рамках проекта Волок, который на собственном энтузиазме развивает известный путешественник и журналист Алексей Мочалов. Это не соревнование и не поездка по бездорожью — скорее, краеведение с элементами самоанализа. Первое означает, что дороги, как правило, будут плохими либо их не будет вовсе. А второе — одиночное плавание вместо езды колонной. Большой Волок — это путешествие от Белого до Черного моря, а еще есть Волоки покороче, в том числе и Волок Северный Кавказ. В 2018 году он пролегал от Архыза до Владикавказа — и я прошел его на своем трехдверном Mitsubishi Pajero третьего поколения. Был немало впечатлен. Например, когда в ночи не стал подниматься на озеро Хурла-Кель и остался ночевать в лесу один. Точнее, со своим псом. Пикантности ситуации придавало наличие в округе медведей, поэтому все потенциально съедобное, кроме себя самого (и, конечно, собаки), я отнес подальше от машины и подвесил на тросе.

Pajero тогда в очередной раз порадовал проходимостью и ездовыми повадками, но, чтобы отправиться в такую поездку всей семьей, мне нужна была машина побольше. И чуть ли не за полгода до старта кавказского Волока-2019 я начал искать Land Cruiser 100.

В России этот автомобиль священен, но в условиях от средней полосы до Урала это не спасает его от коррозии. Гнилые рамы, дырявые карманы ­задних крыльев, съеденные ржавчиной серийные номера — и при этом цены под полтора миллиона рублей. Пробеги почти у всех скручены до психологически важной отметки двести тысяч километров — видимо, нарисовать сто тысяч не решаются даже самые наглые.

Тратить серьезные деньги на автомобиль для леса и плохих дорог мне было жалко. Попробовал было поискать пятидверный Pajero — но, увы, безуспешно. И буквально за месяц до Волока, в очередной раз пролистывая объявления, я увидел «сотку», которую в итоге и купил. Нужная мне степень подготовки, подходящий внешний вид с царапинами от веток, гидроподвеска, которая позволяет поднимать кузов и при этом здорово борется с кренами в режиме Sport, — универсальный дизельный солдат. Пробег — 450 тысяч километров, итоговая цена менее 800 тысяч рублей. Берем!

Сразу после покупки я поменял масло в двигателе и отправился в тысячекилометровый тестовый пробег в Костромскую область. Поездка показала, что, кроме суммарного трансмиссионного люфта, других проблем нет, а это для возрастных Крузеров типичная болячка, которая толком не лечится. Поэтому единственное, что я сделал перед стартом в Дагестан, — поменял покрышки BFGoodrich AT на Nokian Rockproof MT. Размерность — 285/70 R17, то есть почти 33 дюйма внешнего диаметра. К слову, Land Cruiser и Nissan Patrol — это самый популярный транспорт Волока: машины не только выносливые, но еще и ремонтопригодные.

Трасса

До Владикавказа я добирался без затей. После обеда выехал на трассу М4, чтобы ближе к ночи остановиться на ночевку в Ростове-на-Дону. Погода не радовала, шел мокрый снег, а температура опускалась до минус четырех. С багажником на крыше при крейсерских 120 км/ч Land Cruiser тратил по 14 литров дизельного топлива на сто километров. Вполне в рамках приличий — Pajero был экономичнее на литр. Дополнительный топливный бак позволял разом заправлять 270 литров, то есть в теории путь до Владикавказа — а это две тысячи километров — я мог проехать без единого посещения заправки. Но кто ездит на дальние расстояния без сосисок с кофе?
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи