Дагестан, Ингушетия и Чечня своими глазами за рулем внедорожника Toyota Land Cruiser 100
Во время карантина рассказ о поездке туда, где красиво и вкусно, может выглядеть недоброй насмешкой. Но цель моего путешествия и без карантина не назовешь особенно туристической — это Дагестан. После экспедиции Авторевю трехлетней давности я точно знал, что обязательно туда вернусь. И сейчас расскажу вам, почему снова отправлюсь в эти горы, как только мы переживем вынужденное заточение.
Поехал я в горы не сам по себе, а в рамках проекта Волок, который на собственном энтузиазме развивает известный путешественник и журналист Алексей Мочалов. Это не соревнование и не поездка по бездорожью — скорее, краеведение с элементами самоанализа. Первое означает, что дороги, как правило, будут плохими либо их не будет вовсе. А второе — одиночное плавание вместо езды колонной. Большой Волок — это путешествие от Белого до Черного моря, а еще есть Волоки покороче, в том числе и Волок Северный Кавказ. В 2018 году он пролегал от Архыза до Владикавказа — и я прошел его на своем трехдверном Mitsubishi Pajero третьего поколения. Был немало впечатлен. Например, когда в ночи не стал подниматься на озеро Хурла-Кель и остался ночевать в лесу один. Точнее, со своим псом. Пикантности ситуации придавало наличие в округе медведей, поэтому все потенциально съедобное, кроме себя самого (и, конечно, собаки), я отнес подальше от машины и подвесил на тросе.
Pajero тогда в очередной раз порадовал проходимостью и ездовыми повадками, но, чтобы отправиться в такую поездку всей семьей, мне нужна была машина побольше. И чуть ли не за полгода до старта кавказского Волока-2019 я начал искать Land Cruiser 100.
В России этот автомобиль священен, но в условиях от средней полосы до Урала это не спасает его от коррозии. Гнилые рамы, дырявые карманы задних крыльев, съеденные ржавчиной серийные номера — и при этом цены под полтора миллиона рублей. Пробеги почти у всех скручены до психологически важной отметки двести тысяч километров — видимо, нарисовать сто тысяч не решаются даже самые наглые.
Тратить серьезные деньги на автомобиль для леса и плохих дорог мне было жалко. Попробовал было поискать пятидверный Pajero — но, увы, безуспешно. И буквально за месяц до Волока, в очередной раз пролистывая объявления, я увидел «сотку», которую в итоге и купил. Нужная мне степень подготовки, подходящий внешний вид с царапинами от веток, гидроподвеска, которая позволяет поднимать кузов и при этом здорово борется с кренами в режиме Sport, — универсальный дизельный солдат. Пробег — 450 тысяч километров, итоговая цена менее 800 тысяч рублей. Берем!
Сразу после покупки я поменял масло в двигателе и отправился в тысячекилометровый тестовый пробег в Костромскую область. Поездка показала, что, кроме суммарного трансмиссионного люфта, других проблем нет, а это для возрастных Крузеров типичная болячка, которая толком не лечится. Поэтому единственное, что я сделал перед стартом в Дагестан, — поменял покрышки BFGoodrich AT на Nokian Rockproof MT. Размерность — 285/70 R17, то есть почти 33 дюйма внешнего диаметра. К слову, Land Cruiser и Nissan Patrol — это самый популярный транспорт Волока: машины не только выносливые, но еще и ремонтопригодные.