Kaiyi взамен Kia, SWM вместо BMW: мы побывали на калининградском Автоторе
Kaiyi, BAIC, SWM: еще недавно о таких марках здесь не слышали. Чем сейчас живет Автотор? Я отправился в Калининград, чтобы увидеть все своими глазами.
Всего год с небольшим назад с автоторовских конвейеров привычно сходили автомобили BMW, Kia, Hyundai и Genesis — даже в ковидном и сложном по логистике 2021-м в Калининграде выпустили без малого 180 тысяч машин. И более того — объявили о грядущем расширении производства.
Этот новый корпус пока только памятник несостоявшемуся производству автомобилей BMW
И вот оно. По соседству с простецкими старыми корпусами поблескивает тонированным стеклом и сложными дизайнерскими гранями новенький красавец площадью 52 тысячи квадратных метров. Внутри — словно наметившийся кусочек мюнхенского завода BMW. Подвесной конвейер, роботы-тележки на полу, манипуляторы для загрузки в багажники аккумуляторов, собственная линия выходного контроля с дождевальной камерой... Здесь могли бы ежегодно собирать мелкоузловой сборкой до 50 тысяч BMW. Причем, помимо кроссоверов BMW X5, Х6 и Х7, предполагалось вернуть на конвейер и седаны пятой серии, а вообще организация производства позволила бы выпускать практически любую баварскую модель. Запуск планировался 15 марта 2022 года. Но сейчас тут безлюдная пустота — и только частично установленное оборудование.
Обустройство нового цеха для BMW остановилось на этапе монтажа оборудования
А рядом — пустырь и бетонный «скелет» цеха, где впоследствии должны были разместить мощности по сварке и окраске кузовов, ведь после многолетних попыток Автотору наконец-то удалось договориться с BMW о полноценном производстве. И даже о локализации большой номенклатуры комплектующих, включая сиденья. Но в марте 2022 года немецкий концерн остановил сборку в России.
Это не результат переполнения склада готовой продукции, а некомплектные экземпляры
А осенью после перебоев окончательно прекратилось производство автомобилей Hyundai и Kia. Хотя тянули до последнего — до сих пор все свободное место на заводе, включая обочины испытательного трека, заставлено некомплектными корейскими автомобилями: в основном это кроссоверы Kia Soul и Seltos. Многие стоят на приколе уже второй год, у большинства не хватает электронных компонентов, приборных панелей или мультимедийных систем. И даже элементов отделки — это еще последствия логистических проблем и сбоев поставок микрочипов. А затем под запрет, как товары двойного назначения, попали не только аккумуляторы, но и, например, рулевые механизмы. Сейчас в Калининграде потихоньку добывают что могут — и по крупицам отправляют автомобили дилерам.
Так что почти весь 2022 год Автотор искал новых партнеров. Их сейчас тоже трое, но все — из Китая: других вариантов не осталось. Причем китайские компании подбирали так, чтобы в первую очередь те в перспективе были согласны на производство автомобилей по полному циклу. А еще — чтобы в модельной гамме были набирающие популярность электромобили.
Так что теперь вместо BMW у нас SWM, вместо Kia — Kaiyi. И еще BAIC. А к концу года ожидаются еще два новых бренда и удвоение количества выпускаемых моделей.
И в сварочном, и в соседнем окрасочном цеху, где делали кузова Kia, тишина — все оборудование и оснастка на месте, но ни души