Kaiyi взамен Kia, SWM вместо BMW: мы побывали на калининградском Автоторе

Фото: Илья Хлебушкин

Kaiyi, BAIC, SWM: еще недавно о таких марках здесь не слышали. Чем сейчас живет Автотор? Я отправился в Калининград, чтобы увидеть все своими глазами.

Всего год с небольшим назад с автоторовских конвейеров привычно сходили автомобили BMW, Kia, Hyundai и Genesis — даже в ковидном и сложном по логистике ­2021-м в Калининграде выпустили без малого 180 тысяч машин. И более того — объявили о грядущем расширении производства.

Этот новый корпус пока только памятник несостоявшемуся производству автомобилей BMW

И вот оно. По соседству с простецкими старыми корпусами поблескивает тонированным стеклом и сложными дизайнерскими гранями новенький красавец площадью 52 тысячи квадратных метров. Внутри — словно наметившийся кусочек мюнхенского завода BMW. Подвесной конвейер, роботы-тележки на полу, манипуляторы для загрузки в багажники аккумуляторов, собственная линия выходного контроля с дождевальной камерой... Здесь могли бы ежегодно собирать мелкоузловой сборкой до 50 тысяч BMW. Причем, помимо кроссоверов BMW X5, Х6 и Х7, предполагалось вернуть на конвейер и седаны пятой серии, а вообще организация производства позволила бы выпускать практически любую баварскую модель. Запуск планировался 15 марта 2022 года. Но сейчас тут безлюдная пустота — и только частично установленное оборудование.

Обустройство нового цеха для BMW остановилось на этапе монтажа оборудования

А рядом — пустырь и бетонный «скелет» цеха, где впоследствии должны были разместить мощности по сварке и окраске кузовов, ведь после многолетних попыток Автотору наконец-то удалось договориться с BMW о полноценном производстве. И даже о локализации большой номенклатуры комплектующих, включая сиденья. Но в марте 2022 года немецкий концерн остановил сборку в России.

Это не результат переполнения склада готовой продукции, а некомплектные экземпляры

А осенью после перебоев окончательно прекратилось производство автомобилей Hyundai и Kia. Хотя тянули до последнего — до сих пор все свободное место на заводе, включая обочины испытательного трека, заставлено некомплектными корейскими автомобилями: в основном это кроссоверы Kia Soul и Seltos. Многие стоят на приколе уже второй год, у большинства не хватает электронных компонентов, приборных панелей или мультимедийных систем. И даже элементов отделки — это еще последствия логистических проблем и сбоев поставок микрочипов. А затем под запрет, как товары двойного назначения, попали не только аккумуляторы, но и, например, рулевые механизмы. Сейчас в Калининграде потихоньку добывают что могут — и по крупицам отправляют автомобили дилерам.

Так что почти весь 2022 год Автотор искал новых партнеров. Их сейчас тоже трое, но все — из Китая: других вариантов не осталось. Причем китайские компании подбирали так, чтобы в первую очередь те в перспективе были согласны на производство автомобилей по полному циклу. А еще — чтобы в модельной гамме были набирающие популярность электромобили.

Так что теперь вместо BMW у нас SWM, вместо Kia — Kaiyi. И еще BAIC. А к концу года ожидаются еще два новых бренда и удвоение количества выпускаемых моделей.

И в сварочном, и в соседнем окрасочном цеху, где делали кузова Kia, тишина — все оборудование и оснастка на месте, но ни души

Но вот в цехах сварки и окраски сейчас, как и на новом производстве BMW, — грустное безмолвие. С той лишь разницей, что они полностью ­комплектны: пока не демонтировали оснастку для сварки кузовов Kia Soul, Seltos и Cerato — все просто замерло, словно ненужные декорации к фильму. Почему не начинают полноценное производство китайских моделей? Ведь перенастроить все несложно: сварка производилась здесь клещами в ручном режиме. И главные затраты пришлись бы на модификацию кондуктора, где совмещаются детали боковин, крыши и пола. Но для рентабельности запуска сварки кузовов нужно делать хотя бы 25 тысяч автомобилей одной модели в год. Если раньше в целом завод производил почти тысячу машин в сутки, то сейчас — лишь около сотни. А за 2023 год надеются выпустить всего около 70 тысяч автомобилей, менее трети от мощности Автотора. Таков нынче рынок.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи