Новые народные: как производят кроссоверы Tenet в Калуге
Встретились немец, китаец и русский. Это могло бы быть началом анекдота, но в индустриальном парке «Грабцево» на бывшем заводе Volkswagen под Калугой стало началом нового бренда Tenet. Кроссоверы-палиндромы уже несколько месяцев встречаются на дорогах, однако российское производство до боли знакомых автомобилей с новыми названиями T4, T7 и T8 журналистам показали лишь в конце ноября.
И правда, почему нас пригласили только сейчас? По новой старой моде, все приурочивают к круглым и полукруглым датам: производство на заводе Volkswagen под Калугой стартовало 28 ноября 2007 года. Стало быть, совершеннолетний теперь пустился в самостоятельное плавание? Надо было просто подождать.
Восемнадцать лет назад общий объем инвестиций по первому соглашению о сотрудничестве составил 750 млн евро. Планово завод мог выпускать 225 тысяч автомобилей в год, но лучшими результатами стали 2012-й (174 061 автомобиль) и фактически последний, 2021 год — тогда из ворот выехало почти 173 тысячи «вагов». Мог ли фольксвагеновский завод в России в действительности выйти на производственную мощность? Этого мы уже никогда не узнаем: история не терпит сослагательного наклонения. Но вот широкая модельная линейка там точно присутствовала. В разное время на предприятии по полному циклу со сваркой и окраской выпускали Volkswagen Polo и Tiguan, автомобили Skoda Fabia, Octavia, Rapid и Kodiaq, а в режиме «отверточной» сборки — Volkswagen Passat, Jetta, Touareg, Multivan, Audi Q5, Q7, А6, А7, А8. В 2015 году было открыто производство двигателей, мощность которого составляла 150 тысяч моторов в год — атмосферников 1.6 MPI. С 2019 года планировался выпуск турбомоторов 1.4 TSI, но он так и не состоялся. Чуть больше тридцати тысяч выпущенных автомобилей в 2022 году закрыли российскую производственную историю компании Volkswagen.
В мае 2023 года юридическое лицо завода ООО «Фольксваген Груп Рус» было продано AGR Automotive Group (этой группе принадлежит и бывший завод Hyundai в Санкт-Петербурге, где пока еще продолжают выпускать две модели под брендом Solaris) без права обратного выкупа за 125 млн евро. В 2024 году завод ожил — там методом крупноузловой сборки изготовили 21 800 кроссоверов Chery. Но из-за угрозы международных санкций и для выхода на IPO китайская компания Chery решила покинуть российский рынок к 2027 году.
В феврале этого года АГР объявила о договоренности с китайской компанией Defetoo, акционером которой является Комитет по развитию экономической и технологической зоны Уху, о запуске производства автомобилей под брендом Tenet. Объем инвестиций в бывший завод Volkswagen для локализации производства составит 50,6 млрд рублей, из которых 10 млрд уже вложено в производство Tenet. В рамках заключенного СПИКа должно быть налажено производство автоэлектроники, коробок передач и двигателей, а также создан крупный центр НИОКР. Пока же в Калуге выпускается три модели китайских кроссоверов по полному циклу: Tenet T4, T7 и T8 (это перелицованные Chery Tiggo 4, Tiggo 7L и Tiggo 8 Plus). С момента старта производства в августе Tenet выпустил уже 30 тысяч автомобилей.
