Все автозаводы на карте СНГ: статистика производства за 2013 год
Если продажи легковых автомобилей в России в прошлом году сократились на 5,5%, то объем производства упал только на 2,2% — до 1 млн 923 тысяч машин. Однако доля отечественных моделей впервые составила менее четверти, хотя еще пять лет назад она превышала 60%.
Из производителей «исконно оте-чественных» легковых автомобилей остались только АвтоВАЗ, ИжАвто и УАЗ — в прошлом году они выпустили 463 тысячи Лад и уазиков (спад на 26%). Но в Тольятти уже два года собирают иностранные модели, к производству Ниссанов готовится ижевский завод, и только УАЗ пока остается полностью российским производителем, хотя доля иностранных комплектующих во внедорожниках Патриот и Пикап уже превышает 50%.
Зато производство иномарок за год выросло на 9%, до 1 млн 460 тысяч автомобилей, причем в основном благодаря наращиванию сборки полного цикла со сваркой и окраской кузовов (1 млн 121 тысяча машин). Крупноузловым способом из SKD-комплектов собрано 339 тысяч автомобилей, из них почти три четверти — на калининградском Автоторе, который до 2016 года работает в рамках правил особой экономической зоны и свободен от обязательств по локализации выпускаемых машин.
«Иномарочные» заводы один за другим празднуют юбилеи: в прошлом году были выпущены 500-тысячные Renault Logan и Ford Focus, в августе производство полумиллионного автомобиля отметил завод Hyundai под Санкт-Петербургом, а калужский Volkswagen отрапортовал о выпуске 600 тысяч машин. А вообще с середины девяностых в России произведено уже более 6,5 млн иномарок, из которых 4 млн — в рамках постановления о промсборке.
Самая высокая степень локализации по-прежнему у семейства Renault Logan/Sandero — 75% в стоимостном выражении. С таким же показателем должно стартовать производство второго поколения этих моделей на Авто-ВАЗе, а в следующем году к ним подтянутся родственные Renault Duster (сейчас он локализован на 66%), Лада Ларгус (64%) и Nissan Almera (около 50%). Но «русификация» других массовых моделей пока застопорилась: Hyundai Solaris, Kia Rio и седан Volkswagen Polo по-прежнему локализованы на 47—50%, Peugeot 408, Citroen C4 и Ford Focus — на треть. А, например, Mitsubishi Outlander и Ford Mondeo и вовсе российские лишь на 10%.
Количество занятых в автопроме людей продолжает сокращаться: если в конце 2012 года на всех предприятиях (включая персонал заводов по производству грузовиков, автобусов и спецтехники) работало 505 тысяч человек, то спустя- год — 470 тысяч. А в этом году один только АвтоВАЗ планирует сократить 68-тысячный штат на 7500 сотрудников. Средняя зарплата по отрасли в прошлом году росла в одном темпе с инфляцией (на 6,7%) и к концу года составляла 26805 рублей в месяц.
А теперь подробнее о том, что происходило с российскими автопроизводителями в прошлом году.
АвтоВАЗ снизил объем производства на 17%, до 459 тысяч автомобилей, хотя выпуск машинокомплектов для внешней сборки уменьшился лишь на 3%, до 141 тысячи штук (большинство из них ушло на ИжАвто и GM-АвтоВАЗ). Зато Ларгус после решения проблем с поставками комплектующих превысил 70-тысячный производственный план — выпущено 72 тысячи машин. Теперь по его стопам идет Nissan Almera: из-за проблем с качеством за год удалось выпустить только 21 тысячу седанов, но к зиме темп сборки вышел на плановый уровень — 70 тысяч в год. Осенью заработал цех сборки шестнадцатиклапанных двигателей Renault K4M (1,6 л, 102 л.с.) и коробок передач для автомобилей на платформе B0. Мощность — 300 тысяч силовых агрегатов в год, причем часть из них будут поставлять на московский Авто-фрамос. Этим летом на АвтоВАЗе начнут производство автомобилей Datsun (в одном цехе с Калиной и Грантой) и Renault Logan/Sandero второго поколения (на первой нитке конвейера, вместе с Ларгусом и Алмерой): по плану до конца года будет выпущено 150 тысяч иномарок всех моделей. Вдобавок завершена реконструкция третьей нитки конвейера, ее мощность выросла с 300 до 350 тысяч машин в трехсменном режиме. Сейчас на нее со второй нитки переведена сборка Приоры, а в 2015 году здесь начнут делать Лады на новой платформе — включая седан Веста, который придет на смену Приоре. Вторую нитку модернизировать не будут: вместо избыточных мощностей на ее месте разместят участки сборки модулей и площадки для комплектующих.