Автопром России и ближнего зарубежья: статистика производства в 2019 году
Продажи новых легковых автомобилей на российском рынке в прошлом году сократились на 2,4%. А снижение объема производства оказалось чуть более существенным: минус 2,5% — до 1 млн 549 тысяч машин. Чем живет автопром России и ближнего зарубежья?
Бурное развитие российского автопрома осталось позади. Да, в прошлом году у нас заработали заводы компаний Daimler и Haval, но их строительство и запуск запланировали еще несколько лет назад — и отказываться от них было уже поздно. А с другой стороны — закрытие сразу трех площадок Ford Sollers, банкротство завода Derways и остановка липецкого предприятия, где выпускали автомобили Changan.
В условиях стагнирующего рынка автопроизводители не торопятся инвестировать в Россию, да и постоянные пересмотры условий специальных инвестиционных контрактов (СПИКов) не добавляют уверенности. Компания BMW прекратила переговоры о строительстве собственного завода, а концерн Volkswagen отказался от локализации новой Джетты. И события последних месяцев с колебаниями валютных курсов подсказывают, что такая безопасная стратегия была верной.
Объем экспорта автомобилей за пределы Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вырос почти на четверть — примерно до 36 тысяч штук против 29 тысяч в 2018 году. Хотя для всей российской автоиндустрии это по-прежнему капля в море.
Общее число сотрудников на предприятиях автопрома снизилось. К примеру, штат АВТОВАЗа сокращен на 4%, а завода «Лада Ижевск» — на 5,5%. Московская производственная площадка компании Renault потеряла лишь один процент сотрудников, штат завода PCMA в Калуге сокращен на 2%. У более мелких предприятий дела идут хуже: наглядным примером стал аргунский завод Чеченавто, который в прошлом году лишился 15% штата.