АвтоВАЗ переносит сборку Лады 4х4 на другой конвейер
Лада 4х4 (в прошлом — Нива) с апреля 1977 года собирается в корпусе №62 Волжского автозавода — это отдельное здание, не связанное напрямую с другими конвейерами. Официально площадка именуется сборочно-кузовным производством — СКП Лада 4х4. Кроме собственно конвейера, в этом же корпусе располагаются почти все другие участки производственного процесса: сварочный, окрасочный, механосборочный. За почти сорок прошедших лет оборудование нивовского корпуса сильно устарело и износилось, поэтому АвтоВАЗ уже несколько раз его модернизировал. Но то были паллиативные меры, вроде перевода грунтования на катафорез. Теперь же руководство решилось на радикальный шаг: полностью перенести сборку Лады 4х4 из отдельного СКП на третью нитку главного конвейера.
Раньше эта нитка была перестроена в соответствии с требованиями производственной системы AIMS (Alliance Integrated Manufacturing System) альянса Renault-Nissan и предназначалась для сборки Весты. Но после решения Бу Андерссона о переносе производства Весты в Ижевск третья нитка фактически «оголилась»: сегодня там собирают только пятидверную Ладу 4х4 (ВАЗ-2131), переехавшую на главный конвейер из ликвидированного ОПП, а также Приору, для которой 2017 год должен стать последним. Сейчас эта линия загружена менее чем на 15%: при мощности в 220 тысяч автомобилей в год там собирают около 30 тысяч.
Решение о закрытии СКП Лада 4х4 зрело давно. Сейчас к нему вернулись благодаря инициативе Патриса Андре, советника президента АвтоВАЗа Николя Мора. В январе этого года Андре был одним из менеджеров по переносу производства ВАЗ-2131 из ОПП и хорошо знает тему. Кстати, первоначально сборку пятидверного внедорожника хотели организовать в том же 62-м корпусе, но оказалось, что старый конвейер нужно почти полностью переделать под более длинную машину, и тогда пятидверка прописалась на главном конвейере.
Перенос туда же производства и «классической» Лады 4х4, увы, не решит проблему малой загрузки третьей нитки. Если первоначальный план на этот год составлял 40 тысяч «коротких» внедорожников силами отдельного СКП, то на 2017 год служба маркетинга пока что заказала заводу лишь 25 тысяч машин. Зато качество старушки Нивы (как минимум покраска) обещает улучшиться.
Приказ под номером 863 «Об открытии проекта и организации переноса окраски и сборки семейства автомобилей Lada 21214 и модификаций из СКП Лада 4х4 в СКП» был подписан 23 ноября. К началу декабря службы завода должны подготовить ТЭО, подсчитать бюджет мероприятия, составить план работ. Сам перенос начнется 26 декабря, в первый день «зимних каникул», и продлится месяц. При этом сварка трехдверных кузовов все равно останется в 62-м корпусе. А сборку подрамников, раздаточных коробок и передних мостов перенесут в главный корпус.
Пресс-служба завода на запрос Авторевю ответила, что «весь персонал цехов окраски и сборки трехдверной версии 4х4, включая инженерные кадры, будет переведен в штат сборочной линии №3. Сотрудникам предложат и другие возможности продолжения карьеры». Сколько всего людей предполагается перевести на новое место — не уточняется. Также нет официальной информации о том, чем теперь загрузят площади корпуса 62. По нашим данным, старый конвейер демонтируют, а на его месте организуют участок изготовления штамповой оснастки.
Занятно, что с появлением первой информации о смене «прописки» Лады 4х4 по Тольятти поползли слухи о начале масштабного перераспределения российских производственных мощностей альянса Renault-Nissan. Дескать, Весту вернут из Ижевска обратно, как раз в освобождающийся корпус 62. Хотя монтировать новый конвейер в старом нивовском цехе бессмысленно, ведь рядом есть недозагруженная третья нитка главного конвейера, уже полностью готовая для сборки Весты! Но дыма без огня…
Перенос сборки Весты в Тольятти действительно обсуждается, несмотря на категоричное нет, сказанное по поводу этой инициативы Николя Мором. Новый председатель совета директоров Сергей Скворцов в настоящий момент изучает все варианты оптимизации производства в рамках альянса Renault-Nissan, в том числе перепрофилирование завода ИжАвто под мелкосерийные проекты и полную консервацию московского завода Renault (бывший Автофрамос) с концентрацией всей сборки в Тольятти. По нашей информации, такая оптимизация может начаться в 2018 году — в том случае, если в 2017 году не появится признаков оздоровления российского авторынка.