Багги из Лады Гранты — 150 «лошадей» на тонну?
Гранта нам знакома как седан, хэтчбек, лифтбек и универсал, существуют также Гранта Кросс, Гранта Спорт и даже Гранта-грузовик. Но попробуйте представить себе багги на основе Гранты! За такой проект взялась группа инженеров из Тольятти, и по задумке в результате должен получиться легкий четырехместный вседорожник с ярким дизайном, спортивной энерговооруженностью и низкой ценой. У автомобиля пока нет названия, однако уже есть первый собранный прототип.
Платформа Гранты была выбрана за свою доступность, распространенность и ремонтопригодность. Термин «платформа» в данном случае можно понимать буквально, потому что от серийной Лады должны остаться только панель пола и некоторые элементы силовой структуры кузова, дополненные оригинальными элементами, но все внешние панели — новые, композитные и сменные. В теории у машины может быть несколько вариантов верхней части «скорлупы» в зависимости от назначения. Дизайн первого прототипа решен в самом радикальном из возможных обличий — это пляжный багги. А на противоположном полюсе возможной гаммы кузовов может оказаться, например, легкий фермерский грузовик.
Колесная база Гранты укорочена на 200 мм, но двигатель, коробка передач, тормоза и электрика останутся серийными, что должно гарантировать невысокую себестоимость и конечную цену. При снаряженной массе около 700 кг и стандартном шестнадцатиклапанном двигателе мощностью 98—106 л.с. удельная мощность может составить почти 150 л.с. на тонну, а спортивная модификация мотора мощностью 170—185 л.с. выведет Гранту-багги на показатели спорткара — от 250 л.с. на тонну.
Полного привода не будет, зато создатели планируют использовать независимую подвеску всех колес с оригинальными подрамниками, заимствованными у раллийных автомобилей Лада. Кроме того, недостаточность монопривода на бездорожье создатели хотят компенсировать самоблокирующимся межколесным дифференциалом, «короткой» главной парой (4,1—4,3) и зубастой внедорожной резиной.
Одна из целей проекта — показать, что на базе отечественных компонентов вполне можно проектировать и выпускать технику, отвечающую запросам сегодняшних покупателей (активных драйверов, фермерских хозяйств, загородных клубов и отелей). Все компетенции и технологии, необходимые для производства таких автомобилей, уже есть в Тольятти, ведь здесь выпускается огромное количество как стандартных комплектующих для автомобилей Лада, так и тюнинговых узлов и деталей. Как говорит руководитель проекта, независимый тольяттинский дизайнер Виталий Иванов, суперидея заключается в том, чтобы создать «народный российский спорткар», но не для асфальта, а для пересеченной местности.
Идея родилась в процессе последовательной реализации нескольких проектов: раллийного болида Калина RC для АвтоВАЗа в 2013-м, независимого от автогиганта «гражданского» кросс-хэтчбека Калина Кросс Автопродукт в 2014-м, а также выросшей из него модели Лада Веста Спринт в 2017-м. До этого были 20 лет создания различного допоборудования для вазовской техники, начиная с тюнинг-комплекта Кураж для седана ВАЗ-2110, а также запуск мелкосерийного производства багги Кравтос на вазовских агрегатах. В общем, опыт у авторов имеется, но окончательный вид, начинка и варианты назначения нового вседорожника будут формироваться на основе запросов потенциальных покупателей. Рассматривается также и возможность конкурсного участия в проекте представителей российского сообщества автодизайнеров.
Именно из-за поиска дальнейшего вектора в работе над проектом сейчас возникла пауза, а единственный собранный ходовой макет хоть и способен передвигаться своим ходом, но внешность его далека от завершенного состояния.
Недорогая и ремонтопригодная платформа, локализованное производство комплектующих и инженерный опыт создателей вроде бы должны стать залогом жизнеспособности проекта, однако все решат финансы. Авторы проекта сейчас озабочены поиском денежных ресурсов и вариантов организации производства. Надежды, как обычно в таких случаях, — на участие государства или крупного бизнеса. При закупке машинокомплектов у АвтоВАЗа и спроса хотя бы на уровне 1000 автомобилей в год цена Гранты-вседорожника может быть сравнима с ценой донорской Гранты.