Бу Андерссон отправлен в отставку. Новый президент АвтоВАЗа будет назначен 15 марта
Альянс Renault-Nissan официально объявил, что Бу Андерссон покинет пост президента АвтоВАЗа. Имя его преемника будет объявлено 15 марта после заседания совета директоров. На прошлой неделе, 4 марта, глава госкорпорации Ростех Сергей Чемезов на правах одного из членов совета директоров АвтоВАЗа уже озвучил официальную причину расставания с Андерссоном. В первую очередь это колоссальные убытки, которые, по словам Чемезова, стали результатом высокой доли импортных компонентов в составе комплектующих для автомобилей Лада. «Пытаясь обеспечить высокое качество продукции, Бу Андерссон отказался от многих российских комплектаторов. Он пошел по очень простому пути, закупая продукцию за рубежом у поставщиков Renault-Nissan. В связи с падением курса рубля наши расходы значительно увеличились. 75 млрд рублей убытков было сгенерировано под руководством Бу Андерссона», — сказал Чемезов.
Напомним, что 12 февраля АвтоВАЗ опубликовал отчет о финансовых итогах 2015 года по стандартам международной системы финансовой отчетности, чистый убыток составил 73,9 млрд рублей, аудиторская компания Ernst & Young в рамках этого отчета сформулировала заключение о том, что сомневается в способности АвтоВАЗа поддерживать непрерывную работу из-за высоких убытков и дефицита оборотных средств.
А 17 февраля на нашем сайте, а чуть позже и в печатном выпуске Авторевю №5 был опубликован материал о причинах таких убытков. Мы рассказали именно о том, что, несмотря на соответствие уровня локализации компонентов всем требованиям правительства, реальная доля комплектующих с ценой, привязанной к валюте, у АвтоВАЗа по некоторым моделям превышает 70%. В частности, для Весты от курса валют зависит цена 53% комплектующих, для универсала Ларгус — 73% компонентов, для кроссовера XRAY — 78%.
Кроме того, упавший спрос на автомобили в России обнажил неудачность выбранного Андерссоном распределения производства между заводами в Тольятти и в Ижевске, каждый из которых оказался недозагружен, что привело к необходимости болезненного сокращения издержек и оптимизации количества рабочих: завод в Тольятти сейчас переведен на четырехдневную неделю, зарплаты сокращены на 20%. Все это тоже, несомненно, оказалось в числе причин для смены президента.
Напомним, что Бу Андерссон возглавил АвтоВАЗ в конце 2013 года, а до этого занимал пост президента группы ГАЗ. На тот момент курс рубля и спрос на автомобили в России не давали поводов ожидать катастрофического спада, и перед Андерссоном была поставлена задача вернуть Ладе к концу 2016 года до 20% на российском рынке. Формально эта цель почти достигнута, так как за прошлый год доля АвтоВАЗа на отечественном рынке даже выросла с 16,4 до 17,9%, однако акционеры оказались не подготовлены к финансовым и социальным издержкам, сопровождающим этот процесс.
И Ростех, и Renault-Nissan уже обьявили, что готовы к дополнительным вложениям в АвтоВАЗ, для того чтобы компенсировать убытки, финансовую поддержку окажет и российское правительство, однако все это может обернуться пересмотром в распределении контроля над компанией, а как следствие — и влияния на выбор нового президента. Уже 15 марта мы узнаем его имя, круг кандидатов включает и отечественных топ-менеджеров, и руководителей подразделений альянса Renault-Nissan. От того, кто окажется во главе АвтоВАЗа, на этот раз зависит, по нашим данным, не только экономическое будущее завода, но и стратегический курс, включая планы по развитию собственного инжиниринга и автомобилей на платформе Весты.