Качество топлива в России определит общественный контроль?

Качество топлива в России определит общественный контроль?
Новости | 28 ноября 2017
Фото: Юлия Черная

Исследованиями качества топлива мы в Авторевю занимаемся без малого 20 лет. И хотя мы используем для этого аккредитованные лаборатории, полученные результаты до сих пор нельзя было использовать для привлечения нерадивых владельцев АЗС к ответственности. Что изменится теперь?

В вопросах качества топлива государство лишь недавно решило взять быка за рога: контроль над рынком начали усиливать два года назад. В ходе комплексных госпроверок было выявлено, что практически 20% от общего количества реализуемого топлива имеет отклонения от требований Технического регламента. По официальным данным, за два года этот показатель удалось уменьшить до 11%. Министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов считает, что в ближайшие годы можно снизить долю некачественного топлива до одного процента. Как?

В планах чиновников — разработка онлайн-сервиса с цветовой дифференциацией заправок: зеленые — хорошие, где нет нарушений, красные — плохие, где была зафиксирована продажа некачественного топлива. Плюс некий навигатор для граждан, пострадавших от заправки «палеными» бензином или соляркой. Он проинформирует, куда нужно обратиться за поддержкой и какова правильная последовательность действий при судебном или внесудебном урегулировании конфликта с АЗС.

Но основное внимание сейчас уделяется разработанным федеральным агентством Росстандарт методическим рекомендациям для проведения общественного контроля на АЗС. Речь идет о том, что любой журнал, автоклуб или иная организация или сообщество может организовать тест топлива, результаты которого будут приняты госорганами. Но чтобы его провести, придется изрядно подготовиться: закупить соответствующую стеклянную тару, договориться с лабораторией, распечатать специальную Карту учета и выбрать для проверки не менее пяти разных АЗС. Однако главным препятствием в любом случае останется высокая цена таких испытаний. Например, лабораторный тест на одноцилиндровом двигателе по определению октанового числа одной-единственной пробы стоит как недорогой портативный октанометр, показания которого нельзя использовать как доказательство.

Кроме того, методы отбора проб определены соответствующим ГОСТом, который не предусматривает взятие пробы из топливораздаточной колонки. В связи с этим Росстандарт инициировал соответствующие изменения, но, пока их нет, все останется по-прежнему.

Тем не менее это не повод опускать руки. Авторевю продолжит тесты бензина, и сейчас мы как раз собрались в очередной рейд, о результатах которого расскажем сразу после Нового года.

Рекомендованные статьи