Какими будут беспроводные зарядные станции для электромобилей?
Компания Toshiba приступила к эксплуатационным испытаниям электрического автобуса с магнитно-резонансным зарядным устройством. Автобус японской марки Hino с 45-местным салоном оснащен литий-титанатной батареей, которую Toshiba продвигает под торговым названием Super Charge ion Battery (SСiB). Сейчас он работает челноком на 11-километровом маршруте между одним из филиалов авиакомпании All Nippon Airways в Тономачи и токийским аэропортом Ханеда.
Бесконтактная зарядка создана совместно с токийским университетом Васэда. «База» смонтирована на месте для стоянки автобуса на одном уровне с асфальтом, а ответная часть установлена под днищем. Подобная система отличается от обычных индукционных «зарядок», которые применяются в мобильных телефонах. Toshiba использует явление магнитного резонанса: такое устройство позволяет передавать энергию на большее расстояние и менее чувствительно к взаимному расположению передатчика и приемника.
Запас хода у автобуса составляет 89 км, но полная зарядка длится всего 15 минут. С учетом того что в день экспериментальный автобус совершает всего три рейса, таких параметров вполне достаточно для «нормальной жизни».
А в компании Daimler беспроводным зарядным устройством планируют дополнить серийный гибрид Mercedes S 500 e. Представительский седан обзаведется ею во время плановой модернизации уже в 2017 году: устройство будет доступно в качестве опции в дополнение к обычному зарядному кабелю.
Конструкция мерседесовского зарядного устройства традиционная — на основе индукционного эффекта. Чтобы помочь водителю расположить приемник точно над передатчиком, в бортовой «мультимедии» будут зашиты подсказки. Как только машина займет правильное положение над передающим устройством, зарядка начнется автоматически. Мощность составляет 3,6 кВт; для сравнения: обычная проводная зарядка для Теслы выдает мощность до 10 кВт, а экспресс-зарядник Supercharger — аж 120 кВт.
Между тем американское Сообщество автомобильных инженеров (SAE) работает над стандартизацией беспроводных зарядных устройств. В документе SAE J2954 будут прописаны совместимость устройств, меры по обеспечению электромагнитной совместимости, мощность зарядки, меры безопасности и многое другое. Пока стандарт подразумевает лишь однонаправленную передачу энергии из электросети в автомобиль (использовать машину как буферный накопитель не получится) и только зарядку во время стоянки. Предполагается, что зарядные устройства будут иметь три уровня мощности (вероятно, 3, 6 и 20 кВт). Окончательный вид новый стандарт примет после стадии полевых испытаний.