Компания Qoros начала испытания мотора Qamfree без распредвалов
Фирма Qoros, принадлежащая китайскому автопроизводителю Chery и израильскому холдингу Kenon, показала на автосалоне в Гуанчжоу ходовой образец двигателя внутреннего сгорания без распределительных валов. Опытный мотор Qamfree установлен под капотом серийного хэтчбека Qoros 3 и, по словам создателей, доведен до состояния, в котором его можно запускать в производство.
Новый агрегат построен на основе серийного турбомотора 1.6, разработанного для автомобилей Qoros австрийской компанией AVL. А оригинальная безвальная головка блока создана шведской фирмой FreeValve AB, принадлежащей Кристиану фон Кёнигсеггу, который также выпускает гиперкары марки Koenigsegg. Вместо кулачков распределительных валов каждый из клапанов приводится электропневматическим актуатором. По сути, это пневмоцилиндр, давление в котором контролируется электроникой. Благодаря этому клапаны можно открывать и закрывать практически в произвольный момент, свободно изменять их подъем, а также отключать цилиндры.
Такому двигателю не нужна дроссельная заслонка: вместо этого плавно меняется высота подъема клапанов. На моторе, построенном для фирмы Qoros, к каждому клапану ведет свой канал, причем половина выпускных каналов питает турбокомпрессор, а вторая половина идет в обход нагнетателя. По словам Кристиана фон Кёнигсегга, это позволило не только отказаться от перепускного клапана в турбине, но и намного быстрее выводить каталитический нейтрализатор на рабочую температуру. Тем самым можно одновременно снизить вредные выбросы и отказаться от «прекатализатора», обойдясь одним катализатором.
Степень сжатия безвального мотора может быть очень высока — от 12:1 до 14:1. При этом система впрыска используется самая обыкновенная, распределенная: топливо распыляется во впускные каналы. По сравнению с непосредственным впрыском такая схема дешевле и позволяет снизить выбросы сажевых частиц. Фон Кёнигсегг утверждает, что рабочий процесс отточен до такой степени, что непосредственный впрыск двигателю просто не нужен. А эффект дополнительного охлаждения камеры сгорания достигается продувкой между рабочими циклами.
По словам разработчиков, мотор Qamfree примерно на 20 кг легче аналогичного агрегата традиционной конструкции и немного компактнее за счет отсутствия привода распредвалов. В компании FreeValve AB обещают снижение расхода топлива на 15%, а вредных выбросов — на 35 % (в цикле с холодным пуском) при полуторакратном увеличении отдачи. Мощность опытного двигателя составляет 240 л.с. (+45%), пиковый крутящий момент — 320 Нм (+47%).
Впрочем, впереди еще долгий цикл испытаний, поэтому партнеры не назвали даже ориентировочного срока появления подобных моторов на серийных машинах.