Массовая электромобилизация оказалась под угрозой
Плохие новости для автомобильных компаний, бросивших в последние годы колоссальные средства на разработку электромобилей: их деньги могут быть потрачены впустую. Республиканская партия США внесла предложение о немедленной отмене федеральных налоговых субсидий на покупку электрокаров, на данный момент составляющих 7500 долларов на каждую машину.
Что может произойти с рынком, демонстрирует пример штата Джорджия. Летом 2015 года здесь отменили собственную местную льготу пять тысяч долларов. В результате спрос, достигавший 1400 электромобилей в месяц, обрушился многократно: сейчас в Джорджии ежемесячно покупают менее 100 таких машин. Так же красноречивы и российские реалии: без государственных компенсаций продажи «электричек» исчисляются единицами.
И в том и в другом случае речь идет о дорогих автомобилях, в основном марки Tesla. Клиенты, способные потратить на покупку более 100 тысяч долларов, даже в Америке зачастую не обращаются за возмещением, ссылаясь на его незначительность. Другое дело — массовые электромобили вроде хэтчбека Nissan Leaf ценой 30—35 тысяч долларов, владельцы которых очень чувствительны к субсидиям. Для них лишние 7500 долларов — весомая причина для отказа от покупки.
Nissan Leaf
У республиканцев свои логичные резоны. С одной стороны, администрация Дональда Трампа стремится развивать американскую нефтедобывающую отрасль. С другой — провести обещанную реформу налоговой системы. А субсидии на растущий парк электромобилей — весомый удар по карману налогоплательщиков.
Впрочем, крупнейшие производители электромобилей и так вскоре исчерпают лимит субсидий. По закону льготы действуют только на первые 200 тысяч проданных машин. После этого субсидия снижается вдвое, через два квартала — еще вдвое, а затем отменяется вовсе. На данный момент Tesla продала в США около 130 тысяч электрических машин, General Motors — примерно 135 тысяч (включая 126 тысяч подзаряжаемых гибридов, которым положены меньшие вычеты), Nissan — около 115 тысяч. Предел уже не за горами.
Парадоксально, но даже если проект республиканцев не будет одобрен, Тесле невыгодно выполнять заказы на 400 с лишним тысяч электроседанов Model 3, ведь дорогие хэтчбеки Model S и кроссовера Model X продаются не так быстро и приносят куда большую прибыль. Впрочем, это вряд ли является причиной известных задержек с производством «тройки»: компании они обернулись рекордным убытком в 671 миллион долларов по итогам третьего квартала.
Tesla Model 3
Но отмена федеральных субсидий сделает бессмысленным вывод на американский рынок десятков новых моделей электромобилей других производителей, ведь местные льготы есть лишь у одиннадцати штатов, размер их куда ниже, а сроки действия также могут быть пересмотрены. Ирония в том, что штат Калифорния — крупнейший рынок электромобилей в США — продолжает настаивать на квотах в структуре продаж производителей: в случае недобора придется покупать так называемые кредиты у компаний, перевыполняющих норму.
Кстати, по такому же принципу устроено и новое китайское законодательство. В следующем году количество «чистых» автомобилей должно быть не менее 10% от проданных, в 2019-м — 12% и так далее. За невыполнение — покупка тех же самых «кредитов» у лидеров. По-видимому, рынок Поднебесной и станет основным потребителем новых электромобилей. Ведь об ограничении государственных субсидий поговаривают и в Европе. А у Китая, помимо зависимости от импортируемой нефти и опасений мифического «глобального потепления», есть и прямой резон электромобилизации — тяжелейшая загазованность мегаполисов.