НАМИ готовит двух- и трехцилиндровые моторы на основе двигателя V12 от Кортежа
Флагманский двигатель V12 проекта Кортеж почти готов. Московский институт НАМИ, который занимается разработкой этого силового агрегата в рамках программы ЕМП (официальное название проекта — Единая модульная платформа), собрал и отправил на испытания первые экземпляры. «Парадный» вариант мотора — с элементами декоративного оформления — был показан публике в конце августа на Московском автосалоне. А 14 сентября на конференции автомобильных инженеров в Тольятти НАМИ объявил, что на основе этого мотора, помимо двигателей V8 и рядных «четверок» (они были в планах с самого начала проекта ЕМП), можно разработать еще и компактные рядные агрегаты с тремя, двумя и даже одним цилиндром. Применять такие моторчики НАМИ предлагает не только на автомобилях, но и на катерах, мотоциклах и садовой технике.
Работа над моторной частью проекта ЕМП идет уже два с половиной года. Результатом стал алюминиевый двигатель V12 с четырьмя турбокомпрессорами, непосредственным впрыском топлива и системой изменения фаз газораспределения. Мотор скомпонован традиционно: нагнетатели российской компании Турботехника расположены на внешних сторонах блока и обслуживают по три цилиндра каждый. Рабочий объем — 6,6 л, степень сжатия — 9,5:1, максимальная мощность — 850 л.с., а максимальный крутящий момент — 1320 Нм.
В основу архитектуры лег принцип унифицированного цилиндра — с диаметром 88 мм и ходом поршня 90 мм, его рабочий объем — 547,4 см3. Из таких цилиндров как из модулей НАМИ «собирает» более скромные двигатели — например, V8 4.4 c двумя турбокомпрессорами. Подобная «восьмерка» развивает 600 л.с. и 800 Нм, образцы тоже уже построены и проходят испытания в НАМИ.
Напомним, что партнером НАМИ по разработке моторов в рамках ЕМП стала компания Porsche Engineering, однако немцы полностью отвечали лишь за подготовку двигателя V8, который можно использовать на «модульных» кроссоверах и представительских седанах. А о назначении мотора V12 в НАМИ публично не говорят и представляют его просто как «двигатель для автомобиля высшего класса». А кроме того, добавляют, что его можно использовать на спортивных машинах или даже в авиации.
Перспективные двигатели НАМИ: V8 (слева) и рядная турбочетверка
Помимо версий V12 и V8, готовится еще и рядная турбочетверка 2.2 (245 л.с. и 380 Нм), которая пока существует лишь в виде проекта, — первый двигатель должен быть готов в следующем году. Такие моторы в первоначальном варианте программы ЕМП планировалось применять на компактных кроссоверах и бизнес-седанах.
Ну а для гипотетических массовых моделей — не в рамках ЕМП — НАМИ предлагает использовать комбинации из трех и даже двух «модульных» цилиндров. Турботройка объемом 1,65 л может развивать 181 л.с., атмосферная «двойка» 1.1 — 76 л.с. Ну а самым скромным в линейке должен стать одноцилиндровый 550-кубовый мотор на 41 л.с. для мотоциклов, садовой и строительной техники.
Семейство модульных двигателей НАМИ с количеством цилиндров от одного до четырех
Кроме того, в инженерном заделе НАМИ есть семейство рядных атмосферных и турбированных дизелей тех же конфигураций — от одноцилиндрового мощностью 15 л.с. до «четверки» 2.2 на 184 л.с. Правда, все «младшие» двигатели существуют пока только в виде проектов.
Подробную статью об опыте разработки, нюансах конструкции и будущем всех этих моторов читайте в Авторевю совсем скоро.