Как в СССР газодизели строили
В советское время институт НАМИ разрабатывал самые разные модификации автомобилей, среди которых были газодизельные грузовики и автобусы. Их создали в 1985—1987 годах, и вот что из этого вышло.
Дизель, переоборудованный для работы на газе, — идея не новая, в том числе в СССР. Этой темой в былые годы занимался добрый десяток предприятий, включая ЦНИИ Министерства путей сообщения и ЦНИИ Речного флота. Но первые опытные образцы были не автомобильными, а промышленными: их создали ВНИИГаз и Уральский турбомоторный завод, а Барнаульский завод транспортного машиностроения в 1950—1952 годах даже мелкосерийно производил газодизели для буровых установок.
Вслед за ними изучал процесс Ярославский моторный завод на своем двухтактном четырехцилиндровом двигателе ЯАЗ-204. В свою очередь, институт НАМИ, о котором далее пойдет речь, построил газовый вариант с искровым зажиганием на базе собственного горизонтального дизеля НАМИ-0196Г — и он пару лет даже эксплуатировался на экспериментальном автобусе ЗИУ-6.
Принципиальная схема газодизеля
Но ощутимый толчок тема получила в середине восьмидесятых, поскольку постановление Совета министров СССР предполагало к 1990 году создать парк газового транспорта в количестве миллиона единиц — чтобы сэкономить 11 миллионов тонн бензина и солярки.
Исследование НАМИ и отчет, который мы изучили, получились монументальными, как и было принято в те времена. Работы велись