Как в СССР газодизели строили

Фото: Из архивов автора

В советское время институт НАМИ разрабатывал самые разные модификации автомобилей, среди которых были газодизельные грузовики и автобусы. Их создали в 1985—1987 годах, и вот что из этого вышло.

Дизель, переоборудованный для работы на газе, — идея не новая, в том числе в СССР. Этой темой в былые годы занимался добрый десяток предприятий, включая ЦНИИ Министерства путей сообщения и ЦНИИ Речного флота. Но первые опытные образцы были не автомобильными, а промышленными: их создали ­ВНИИГаз и Уральский турбомоторный завод, а Барнаульский завод транспортного машиностроения в 1950—1952 годах даже мелкосерийно производил газодизели для буровых установок.

Вслед за ними изучал процесс Ярославский моторный завод на своем двухтактном четырехцилиндровом двигателе ­ЯАЗ-204. В свою очередь, институт ­НАМИ, о котором далее пойдет речь, построил газовый вариант с искровым зажиганием на базе собственного горизонтального дизеля НАМИ-0196Г — и он пару лет даже эксплуатировался на экспериментальном автобусе ЗИУ-6.

Принципиальная схема газодизеля

Но ощутимый толчок тема получила в середине восьмидесятых, поскольку постановление Совета министров СССР предполагало к 1990 году создать парк газового транспорта в количестве миллиона единиц — чтобы сэкономить 11 миллионов тонн бензина и солярки.

Исследование НАМИ и отчет, который мы изучили, получились монументальными, как и было принято в те времена. Работы велись

почти три года, с января 1985-го по ноябрь ­1987-го, — в лабораториях и на стендах Дмитровского полигона, а также «в полях» — на трассе Москва — Ленинград и дорогах возле аэропорта Шереметьево. Разумеется, по строгим методикам — с обязательными замерами, контролем и анализом результатов. Уровень исследований показателен: по их итогам впервые в СССР появились методика замеров и нормы токсичности выхлопа таких двигателей.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи