Польша требует от предприятия ЗАЗ 70 миллионов долларов

По сообщениям польской и украинской прессы, польская Государственная казна обратилась в суд для взыскания с Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ) более 250 миллионов злотых (около 70 миллионов долларов). Причина — невыполнение украинским инвестором обязательств по сохранению деятельности варшавского завода FSO, взятых при покупке пакета акций предприятия в 2005 году. Польский завод до этого на 80% принадлежал фирме Daewoo, а оставшиеся акции находились в руках Министерства развития Польши. После банкротства корейской компании государство продало свой пакет корпорации УкрАвто в лице ЗАЗа, цена составила символические 23 евро. Однако к украинцам также перешли долги FSO в размере около 200 млн долларов. Кроме того, корпорация УкрАвто обязалась поддерживать деятельность предприятия, сохранить численность персонала (примерно 2200 сотрудников) и выпустить новую модель автомобиля.

Первоначально все шло по плану. УкрАвто совместно с фирмой GM-DAT, как в те годы назывался корейский филиал концерна General Motors, наладил мелкоузловую сборку седанов Chevrolet Aveo поколения T250: первые машины варшавский завод выпустил в 2007 году. Позже планировали организовать производство полного цикла и добавить в гамму хэтчбеки. Однако уже в 2011-м производство было свернуто и переведено в Запорожье.

Так выглядел план развития завода FSO в 2007 году (инфографика издания autocentre.ua)

Как утверждает пресс-служба ЗАЗа, виной тому стало решение Еврокомиссии об ограничении производства польского завода 150 тысячами автомобилей в год. Мощность предприятия при этом составляла 320 тысяч машин и машинокомплектов, а рентабельным проект мог быть только при выпуске 220 тысяч единиц продукции в год. В результате GM-DAT вышел из проекта, а УкрАвто пришлось свернуть деятельность польского завода.

ЗАЗ уверяет, что вопрос о невыполнении обязательств уже поднимался в 2015 году, но окружной суд Варшавы отклонил иск. Кроме того, у корпорации УкрАвто якобы имеются письмо польского Казначейства и свидетельство независимого аудиторского агентства Deloitte & Touche, подтверждающие правомерность ее действий. В нынешнем же «беспочвенном и необоснованном» иске украинская сторона винит правительство Польши. Впрочем, у генпрокуратуры Польши свое видение ситуации, а правоту сторон и судьбу 70 миллионов долларов определит суд.

Рекомендованные статьи