Полку беспилотников прибывает: готовится автономное судно

Не возьмемся судить, как правильно называть такие корабли: беcпилотники, бескапитанники или бескомандники, но... Английская компания Automated Ships Ltd (подразделение фирмы M Subs Ltd, занимающейся подводными аппаратами) обещает, что уже в январе следующего года начнется постройка опытного судна Hrönn, который создатели называют первым в мире необитаемым полностью автоматическим морским судном.

На днях англичане подписали меморандум о взаимопонимании с норвежским производителем электроники для кораблей, фирмой Kongsberg Maritime. Испытания будущего судна будут проходить в норвежском фьорде Трондхейм, где власти выделили место специально для тестов беспилотников.

В пресс-релизе, выпущенном компанией Kongsberg, говорится: «До сих пор беспилотные суда существовали только в виде небольших лодок для работы в прибрежных водах. Технических препятствий для создания более крупных судов такого рода уже нет, все ограничения носят нормативно-правовой характер». Испытания в Трондхейме будут проходить под надзором норвежских морских властей, а также сертификационного и классификационного общества DNV GL. В фирме Kongsberg надеются, что такое сотрудничество поможет преодолеть правовой вакуум и зарегистрировать корабль. Первым владельцем и эксплуатантом судна планирует стать как раз компания Automated Ships Ltd.

Про Hrönn говорят как о многоцелевом судне, которое могло бы работать как легкий транспортник, средство обслуживания ветрогенераторов, научное судно для запуска подводных аппаратов, плавбаза для обслуживания рыбных ферм и даже как пожарное судно для борьбы с возгораниями на нефтяных платформах. Впрочем, поначалу Hrönn все же будет управляться капитаном — но только удаленно. А в ходе опытной эксплуатации планируется выработать алгоритмы для автоматической работы. Судоходные компании с удовольствием избавились бы от экипажа — ведь затраты на него сравнимы с тратами на топливо.

Постройкой судна Hrönn займется норвежская верфь Fjellstrand AS, на счету которой есть несколько скоростных паромов с алюминиевыми корпусами, морские суда традиционной конструкции и даже первый в мире электрический паром для перевозки автомобилей Ampere (проект ZeroCat 120).

По сообщениям прессы, работами над своим судном-дроном занялась и английская компания Rolls-Royce, однако не та, что принадлежит BMW и выпускает дорогие автомобили, а независимый аэрокосмический холдинг, который известен своими авиационными и судовыми двигателями.

Рекомендованные статьи