Продажи шин в России: подведены итоги 2016 года
Российский автомобильный рынок нынче более-менее прозрачен: методики подсчета различаются, но статистику ведет сразу несколько независимых компаний, а «базовые» данные и вовсе распространяются открыто. Другое дело — шинный рынок. Сами производители не афишируют результаты работы в России, а подробным анализом данных занимается только одно консалтинговое агентство. Рассказать о том, что происходит с продажами покрышек, решилась российская компания Cordiant — и такие данные всяко лучше, чем их полное отсутствие.
Шинный рынок в России падает вслед за автомобильным уже четвертый год подряд, хотя динамика не столь драматическая. Если продажи новых машин, по сравнению с результатами рекордного 2012 года, упали более чем вдвое, то спрос на покрышки просел только на треть. Дело в том, что на конвейеры автозаводов поставляется лишь около 20% продаваемых покрышек, все остальное уходит в розничную сеть, а находящиеся в обращении автомобили необходимо периодически переобувать.
По данным Кордианта, в прошлом году в России реализовано 35,8 млн новых покрышек: на 2,6% меньше, чем годом ранее. В мировом рейтинге мы находимся в первой десятке: лидирует, конечно же, Китай, а за ним следуют США, Германия, Великобритания и Индия.
Продажи шин в России в 2010—2016 гг.,млн. штук (данные компании Cordiant)
Продажи легковых покрышек упали на 6%, до 26,7 млн экземпляров, причем в основном из-за летних моделей. Доля покрышек среднеценового сегмента понемногу растет: если три года назад, по подсчетам компании Cordiant, она достигала 53,8%, то в 2015 году было уже 64,7%, а в 2016-м — 64,9%. Но за последний год увеличилась и доля «бюджетного» сегмента: с 7,9 до 8,2%. Дорогие премиальные модели сдают позиции: 26,9% вместо 27,4% годом ранее. Цены на летние шины за последние два года выросли в среднем на 15%, а зимние подорожали на 9%.
Структура розничного рынка легковых шин в России в 2016 году (данные компании Cordiant)
Почти половина легковых покрышек к нам завозится из других стран: 12,7 млн штук в прошлом году (спад на 8%). В основном шины везут из Японии (22%), Южной Кореи (16%) и Китая (13%). Объем производства внутри страны вырос на 7% до 39 млн штук; крупнейшие производители — Nokian и Pirelli, но обе компания отправляют большую часть продукции за рубеж. В среднем «по больнице» на экспорт уходит примерно половина шин российского производства, в основном в Восточную Европу, но есть поставки в Финляндию, Германию и даже США и Канаду.
Структура импорта легковых шин в Россию в 2016 году (данные компании Cordiant)
На рынке шин для грузовиков (в том числе для легких коммерческих автомобилей) уже началось восстановление: в 2016 году продано 9,1 млн штук вместо 8,3 млн годом ранее. Из общего количества 3,26 млн — это современные шины с цельнометаллическим кордом (ЦМК) для тяжелых грузовиков. Предпосылок для роста сразу несколько: в 2016 году пошли вверх продажи самих грузовиков, из-за больших пробегов смена шин производится чаще, к тому же сказываются реализация отложенного спроса и стабилизация валютных курсов. Вдобавок на рынке ЦМК-шин резко упала доля «бюджетных» моделей (с 39 до 24%): в декабре 2015 года Россия ввела антидемпинговые пошлины на китайские грузовые шины в дополнение к уже действующим таможенным сборам, поэтому цены выросли и интерес покупателей пропал.
Структура розничного рынка грузовых ЦМК-шин в России в 2016 году (данные компании Cordiant)
В компании Cordiant ожидают, что в этом году расти начнет и сегмент легковых шин — в основном благодаря оживлению рынка подержанных автомобилей, которое уже началось. Прогноз на 2017 год — рост продаж на 7%. Но ожидается и усиление конкуренции: в конце прошлого года запущен завод Bridgestone в Ульяновске производительностью 2 млн шин в год, а калужское предприятие Continental должно выйти на проектную мощность 4 млн шин ежегодно.