ZAZ Slavuta Nova: совсем не нова
На открывшемся в Киеве Столичном автошоу ЗАЗ представил опытный пятидверный хэтчбек Slavuta Nova, призванный стать идеологическим наследником популярной в прошлом Славуты. Учитывая, что оригинальная модель, разработанная еще в начале девяностых и выпускавшаяся с 1999 по 2011 год, стала последней легковушкой ЗАЗа собственной разработки, новинка вызвала нешуточный ажиотаж. Ведь при нынешней невысокой покупательской способности украинцев выход на рынок нового народного автомобиля оказался бы весьма кстати!
Что собой представляет Slavuta Nova? Конечно, чуда никто не ждал — плачевное финансовое состояние завода не позволяет приобрести лицензию для сборки модели стороннего производителя, а инженерные компетенции для создания собственного автомобиля давно утрачены. Однако все оказалось куда прозаичнее: перед посетителями выставки предстал всего лишь перелицованный китайский хэтчбек Riich G2 — модель «премиального» подразделения компании Chery, с которой ЗАЗ сотрудничает с 2011 года. Правда, в Китае бренд Riich был упразднен еще три года назад, но построенный на одной платформе с моделью G2 хэтчбек Chery M11 (он же Chery A3) в Поднебесной все еще выпускают.
Дебют украинской новинки получился смазанным. Оказывается, что Slavuta Nova уже далеко не нова: фактически ее премьера состоялась еще летом прошлого года на внутризаводском мероприятии, где показали перспективные модели ЗАЗа. С тех пор опытная машина претерпела лишь незначительные изменения, а от китайского исходника она конструктивно практически не отличается.
Под капотом выставочной машины — соответствующая стандарту Евро-6 бензиновая «четверка» 1.6 семейства Acteco c фазовращателями на впуске и выпуске, которая трудится в паре с пятиступенчатой «механикой». В салоне — «звонкий» бюджетный пластик, недорогая ткань отделки сидений, но качество подгонки панелей довольно неплохое.
Каковы перспективы запуска в серию? По заявлениям руководителей ЗАЗа, Slavuta Nova должна встать на конвейер через 12–14 месяцев со степенью локализации не менее 55%. При этом максимальный объем выпуска — аж 50 тысяч машин в год, хотя в прошлом году весь украинский рынок сжался до 47 тысяч новых автомобилей.
Этот план — с прицелом на экспорт, главным вектором которого станет… отнюдь не Россия, а Евросоюз. И в этом случае можно не сомневаться, что в Европе машина будет нести материнскую марку Chery. Все логично: ЗАЗ располагает производственными мощностями с собственными штамповочным, сварочным и окрасочным производством, а сама Украина теперь в зоне свободной торговли с ЕС. Таким образом Chery сможет получить доступ на рынок ЕС без уплаты 10-процентной таможенной пошлины.
Самому ЗАЗу этот проект тоже нужен, ведь сейчас завод выпускает лишь грузовики и автобусы. Сборка легковых моделей была остановлена еще прошлой осенью — возобновление производства запланировано на вторую половину 2016 года. На конвейер вернутся Lanos, Sens и Vida (Chevrolet Aveo прошлого поколения), а ZAZ Forza (он же Chery Bonus/Very) начнут выпускать в первом квартале 2017 года, причем уже в рестайлинговой версии, премьера которой также состоялась на Столичном автошоу. Ну а первой «самостоятельной» новинкой ЗАЗа уже до конца года должен стать фургон на базе Виды: в зависимости от оснащения машина грузоподъемностью 750 кг будет стоить 8500—9500 долларов — примерно на две тысячи дороже фургона на основе Ланоса.