Укорот: Игорь Владимирский познакомился с «купированной» версией лифтбека Rapid
Skoda Rapid Spaceback: неужели универсал? Но на парковке аэропорта Вероны меня встречает «купированная» версия лифтбека Rapid - «спейса в беке», то есть пространства сзади, здесь меньше. А смысл?
Говорим «Skoda» - подразумеваем практичность. Это касается почти всех моделей компании: Fabia, Octavia, Superb… В прошлом году к ним добавился Rapid на базе Polo-седана, который сменил долгоиграющую пятидверку Octavia Tour первого поколения, - как и она, нацеленный в основном на Восточную Европу, где единственный автомобиль в семье - на все случаи жизни. А Spaceback «заточен» в первую очередь на развитые страны вроде Германии, Франции и Италии, где уже давно раскусили прелесть компактных хэтчбеков.
По этому поводу «коротыша» даже слегка примоднили - в отличие от лифтбека, в списке опций у Спейсбека есть стеклянная крыша. Поговаривают, самая большая в концерне Volkswagen: 1210 мм в длину и 780 мм в ширину! А в довесок к ней идет пятая дверь с увеличенной площадью стекла, хотя оконный проем остается неизменным, - это чистая декорация.
Задний свес по сравнению с «обычным» Рапидом стал короче на 179 мм, но при длине 4304 мм Spaceback попадает в самое сердце класса C+: он на 49 мм длиннее Гольфа и на жалкие шесть миллиметров короче хэтчбека Kia cee`d. Объем багажника под полкой сократился с 550 до 415 литров (со сложенным задним диваном - 1380 л), но этот показатель все равно больше средних для класса C+ 380литров. А поскольку колесную базу Рапида (2602 мм) трогать не стали, то салон остался таким же просторным - с ростом 186 см я без проблем сел «сам за собой», перед коленями даже остался небольшой зазор.
Но видно, что машинка-то бюджетная: жесткий пластик в салоне, задний парктроник - всего лишь с тремя датчиками, у пассажирских стеклоподъемников нет доводчиков. Поэтому реальными конкурентами станут дешевые гольф-хэтчбеки - Chevrolet Cruze или Opel Astra Family.
Технически Рапиды с разными типами кузова не отличаются, но еще летом базовый лифтбек пережил первую модернизацию. Появились опционные ксеноновые фары, новый руль, иные отделочные материалы и другие мелочи, но главное - электрогидравлический усилитель руля от Фабии уступил место полностью электрическому агрегату от Polo.
Стало ли лучше? Rapid Spaceback с самым мощным мотором 1.4 TSI (122 л.с.) радует внятным и чистым усилием на баранке - прописывать повороты итальянских дорожек на нем одно удовольствие. Это же справедливо и для машины с мотором 1.2 TSI мощностью 105 л.с. А вот Spaceback с дефорсированной версией этого двигателя (86 л.с.) огорчил слишком легким рулем.
Но основным двигателем для России станет атмосферник 1.6 (105 л.с.), который нынче ставят на Фабию и Polo-седан и который в 2015 году начнут выпускать на строящемся моторном заводе в Калуге. У таких машин настройки усилителя будут иными. Главное, чтобы Rapid не преследовала та же напасть с самопроизвольным отклонением руля, что встречалась у калужских Polo.
Подвеска - такая же жесткая, но потрясающе энергоемкая, как у других моделей Skoda. Но у российских машин будет пакет для плохих дорог: с более мягкими пружинами и амортизаторами и увеличенным дорожным просветом.
А теперь о грустном: традиционного шестиступенчатого «автомата», который радует владельцев тех же Polo и Фабий, у Рапида не будет. Вместо него - семиступенчатый «робот» DSG с сухими сцеплениями, который прекрасен при динамичной езде, но раздражает подергиваниями в пробках. У шкодовцев на то две причины: во-первых, DSG современнее «автомата» и позволяет сократить расход топлива, а во-вторых - завод по производству «роботов» DQ200 расположен под боком, в Чехии, а «автоматы» Aisin приходится импортировать из Японии.
За ужином я рассказал главному шкодовскому маркетологу Либору Мишке, что когда в конце 2011 года из-за нехватки «роботов» на Октавию с мотором 1.8 TSI вернули традиционный «автомат», спрос на эту модификацию в России вырос вдвое! Люди даже отказывались от скидочных прошлогодних машин с «роботом», переплачивая за свежие машины с «автоматами». Вот что значит репутация, особенно неважная - как у DSG. Удивительно, но Либор об этом услышал впервые - и обещал еще раз подумать над «автоматизацией» Рапида.
Время у него еще есть: производство базового лифтбека на калужском заводе Volkswagen начнется только в апреле следующего года - сейчас идет переоснащение линии, на которой собирали Октавии второго поколения («третья» Octavia прописалась на ГАЗе). А короткий Spaceback до России доберется еще позже, хотя не исключено, что сначала к нам начнут завозить машины чешской сборки.
Ценовая политика будет зависеть от рынка. Например, в Чехии обе версии Рапида стоят одинаково, а в Германии Spaceback на 100 евро дешевле лифтбека. Не исключено, что в России более молодежный Spaceback, наоборот, окажется дороже. Skoda Fabia нынче стоит от 409 тысяч рублей, Octavia - от 590 тысяч. И если российские маркетологи Шкоды сумеют втиснуть Rapid 1.6 в полумиллионную рамку, то это выгодное предложение - какими в свое время были Felicia и Octavia Tour. Даже с уменьшенным пространством сзади.