Все новинки Пекинского автосалона в репортаже Сергея Знаемского
Наутро после открытия Пекинского автосалона страна из центральных газет узнала, что выставка провалена. А в коммунистическом Китае не читать государственных газет нельзя - это рупор партии. Почти как в Советском Союзе: статья в Правде - приговор. В чем же провинились организаторы выставки Auto China 2012? С посещаемостью и числом новинок все в порядке - салон в этом плане оказался рекордным, перекрыв все предыдущие. Но репортажи газеты People's Daily и агентства Синьхуа оказались разгромными, потому что... «слишком вызывающие наряды стендисток» могут «произвести негативный социальный эффект»!
Доля правды в критике есть: по опросам, половина посетителей пришла на салон только для того, чтобы поглазеть на манекенщиц. И Компартия Китая беспокоится не столько за моральный облик народа, сколько за свои усилия по поддержке автопрома - вместо репортажей о прекрасных китайских автомобилях журналисты сделают материалы о девушках!
И дело не только в вызывающих нарядах. Ведь в Китае, по статистике, на 100 женщин приходится 120 мужчин - страна живет в состоянии нереализованного возбуждения. В таком же состоянии долгое время находилась и экономика - желающих купить больше, чем способных продать: спрос на автомобильном рынке последние пять лет рос двузначными показателями.
Перевозбуждение не может длиться постоянно - и в прошлом году все начало падать.
Результаты продаж крупнейших автопроизводителей Китая в 2011 году, шт. | ||
1 | SAIC-GM-Wuling (SGMW) | 1217900 |
2 | Shanghai-GM | 1185600 |
3 | Shanghai-VW | 1165800 |
4 | FAW-VW | 1034900 |
5 | Dongfeng-Nissan | 808600 |
6 | Beijing-Hyundai | 739800 |
7 | Chery | 634300 |
8 | Chongqing Changan | 543100 |
9 | FAW-Toyota | 529000 |
10 | BYD | 448500 |
В Китае по-прежнему наблюдается экономический рост, какой не снился Европе, Америке и Японии, но его темп сейчас снизился до 8,1% - для Поднебесной это самый низкий показатель с 2009 года. Экспорт товаров из-за кризиса в Европе - почти в два раза ниже ожидавшегося, всего 4,9%. И если внутренний автомобильный рынок КНР в 2010 году вырос на 32,4%, то в прошлом - только на 5,2%: куплено было 14,5 млн машин. Спрос на коммерческий транспорт и вовсе упал на 6,3%, до 4,0 млн автомобилей. При этом производство всего автотранспорта почти не выросло - прибавка составила меньше одного процента.
Между тем весь китайский автопром ориентирован на расширение производства - как только спрос начинает притормаживать, новые производственные мощности оборачиваются мертвым грузом. По экспертным оценкам, общая загруженность китайских автозаводов, которая два года назад составляла 84%, может сократиться до 64%.
Больше всего страдают национальные производители - почти все не выполнили свои планы, а их общая доля на рынке сократилась еще больше. Это несмотря на то, что китайские машины становятся все лучше - технически современнее, симпатичнее и безопаснее. Под капотами появляются продвинутые турбомоторы и трансмиссии, в дизайн-студиях работают перекупленные европейские топ-стилисты, а автомобили MG6 и Geely Emgrand достойно проходят испытания по системе Euro NCAP.
Парадокс в том, что чем лучше становятся китайские машины, тем сложнее их продавать. Местные компании живут за счет дешевых машин, но правительство еще в прошлом году отменило налоговые послабления для автомобилей с мотором меньше 1,6 л и теперь покупать отечественную бюджетную модель в Китае стало не так выгодно. А поставлять такие на экспорт все менее интересно - таможенные барьеры и растущий курс юаня съедают и без того небольшую прибыль. Все больше китайских компаний заявляют, что их путь - вторжение в сегменты более богатых и крупных автомобилей. Но там нужно конкурировать с иномарками, а эта борьба местным пока не под силу. Несмотря на политику создания локальных совместных брендов, доля иномарок в Китае только растет - сейчас им принадлежит 70,1% рынка.
На парадной афише Пекинского автосалона тоже значатся фирмы с мировым именем, но и в его программе не видно развития. Ниша международной автомобильной выставки в Китае осталась такой же, как была год или два назад: без серийных мировых премьер первой величины, зато с обилием концепт-каров и модификаций, ориентированных на страны Востока. Про главные из них мы уже рассказывали (9, 2012). А что еще было в Пекине?
La vida и жизнь
В России двенадцать городов с населением больше миллиона человек, а в Китае таких мегаполисов, только по официальной статистике, - 160. Как и везде, китайцы в «миллионниках» живут богаче, чем в деревнях и селах, - и могут покупать недешевые машины. У компании BMW на всю страну пока только 290 дилерских салонов, у Audi - чуть больше 200. Поэтому маркетологи говорят, что какой бы ни была динамика китайского рынка в целом, рост премиум-сегмента будет: для этого нужно всего-то открывать салоны в еще неохваченных городах и районах!
Неудивительно, что и кроссовер Lamborghini Urus, и Mercedes SCS, и Porsche Cayenne GTS впервые решено было показать в Пекине. Но в жанре люкс теперь выступает и Citroen - привлечь внимание состоятельных китайцев должен был концепт-кар Numero 9, который показывает, как может выглядеть будущий флагман ситроеновской линейки DS.
Название Номер 9 можно понимать почти буквально - это о-очень большой Citroen. Хэтчбек длиной 4,93 м c трехметровым расстоянием между осями крупнее седана Citroen C6, который вот-вот снимут с производства. Как любой из «ди-эсов», Numero 9 подкупает деталями - сложносочиненная оптика, диски-турбины, ажурный хвостик спойлера на крыше. Но французы говорят, что задумались и об общем для всех моделей DS выражении лица - отличном от привычных решеток с шевроном. Нос, как у Numero 9, получат три новых будущих люксовых Ситроена - седан гольф-класса, кроссовер и, собственно, представительский хэтчбек, который, очевидно, будет носить индекс DS9.
Интересно, что даже в виде концепт-кара техника у флагмана общая с обычными Ситроенами - бензиновая «четверка» 1.6 с турбонаддувом мощностью 225 л.с., которая приводит передние колеса, и 70-сильный электромотор, вращающий задние. На полностью заряженной батарее Numero 9 как электромобиль способен пройти 50 км, с учетом которых расход топлива в гибридном режиме составляет всего 1,7 л на 100 км.
А вот компания Peugeot в люксовый сегмент вроде бы не спешит и даже, скорее, наоборот, стремится в более доступные массовые сегменты. Концептуальный паркетник UCC (Urban Crossover Concept), например, - это попытка воспроизвести рецепт кроссовера Peugeot 3008 на ингредиентах компактного семейства Peugeot 208.
За отправную точку был взят концепт-кар HR1 2010 года, который создал работающий на PSA российский дизайнер Артем Неретин. Но, превратившись в UCC, автомобильчик стал чуть крупнее и прагматичнее (с универсальным, а не купейным силуэтом), хотя и остался на «размер» меньше, чем Peugeot 4008, - паркетник будет всего лишь на 18 см длиннее трехдверки Peugeot 208. Peugeot, видимо, не будет использовать полноприводную платформу Mitsubishi - в основу ляжет обычное легковое шасси «двести восьмой» с увеличенным клиренсом. Под капотом окажутся «четверки» объемом 1,2-1,6 л, а за привод задних колес будет отвечать отдельный модуль с электромотором - во всяком случае именно так был устроен Peugeot HR1 двухлетней давности. Дебют серийной машины запланирован на сентябрьский автосалон в Париже.
Внедорожный Lamborghini, представительский Citroen, длиннобазные Rolls-Royce Phantom второй серии, «трешка» BMW и Infiniti M, Bugatti Veyron и Aston Martin Virage в лимитированных спецверсиях для китайского рынка - эти новинки Пекинского салона местной публике были понятны. А бензоэлектрический родстер BMW i8 или гибридный Ferrari?
Именно в Китае, где живет больше всего долларовых миллиардеров и где 80% электричества вырабатывается угольными электростанциями, многие компании решили презентовать дружественные природе автомобили для красивой жизни.
Баварский родстер сенсацией не стал - внутри у него та же техника, что и у прошлогоднего франкфуртского концепт-кара i8: трехцилиндровый турбомотор мощностью 223 л.с. вращает задние колеса, 125-киловаттный электромотор - передние. Но теперь баварцы дали понять, что когда i8 станет серийным, в производство вместе с купе пойдет и версия без крыши. В Пекине было объявлено, что Bentley и Ferrari будут ставить на свои машины гибридные силовые установки - англичане, само собой, будут использовать фольксвагеновские наработки, а итальянцы создали свою трансмиссию с нуля по образу «формульной» системы KERS - со встроенным в коробку передач небольшим электромотором. Первым гибридным Ferrari станет грядущий среднемоторный суперкар с мотором V12.
В числе люксовых «зеленых» в Пекине был и электрический родстер Volkswagen E-bugster. Примерно так будет выглядеть и обычный открытый Жук, который появится в конце нынешнего года, - с той лишь разницей, что место за передними креслами займет привычный задний диван, а не отсек с батареями. И 114-сильный электромотор сменится традиционными двигателями.
При этом именно Volkswagen лучше других знает, какая именно «красивая жизнь» нужна китайцам - это новый седан Lavida. По-испански «la vida» означает как раз «жизнь». Автомобильчик с таким именем с 2008 года выпускает СП Shunghai-GM. Та Жизнь была поистине народной - невыразительная, простая (в основе лежит Golf четвертого поколения) и недорогая, за счет чего и держалась в числе абсолютных бестселлеров китайского рынка. Теперь появилась новая Lavida... Жизнь стала прекраснее! Шасси не изменилось, но выглядит гольф-седан теперь в точности как Passat седьмого поколения, а местами даже как Phaeton. Двухлитровый «атмосферник» на машину больше не ставят - его заменил турбомотор 1.4 TSI, но заслуженная безнаддувная «четверка» 1.6 осталась в строю.
В прошлом году спрос на фольксвагеновские модели Lavida и Jetta второго поколения упал, а титул самой популярной легковушки перехватил Buick Excelle, то есть старый Chevrolet Lacetti. Но Джетту, в отличие от Лавиды, смена поколений не ждет - ее продолжает выпускать другой фольксвагеновский партнер, концерн FAW. Вместо обновления китайцы сделали на основе Джетты новый автомобиль - он называется FAW Oley. Платформа осталась нетронутой, но кузов и интерьер совершенно новые, хотя и типично китайские на вид. Моторов два - «четверки» 1.3 и 1.6, предусмотрен и «автомат». Стоить седан будет так же, как Jetta, - около 11 тысяч долларов. А в будущем FAW-VW планирует создать на этой же платформе и другие модели - и превратить Oley в отдельный бюджетный бренд.
Дорогой Цинь
Китайский слог Qin (Цинь) можно толковать по-разному. В случае с концепт-каром Toyota Qin это, как поясняют его создатели, не императорская династия, а уважительное обращение - что-то вроде нашего слова «дорогой». Для удобства англоязычной публики машине дали двойное название - Toyota Dear Qin. Точнее, это не одна, а две машины - компактные хэтчбек и седан.
Тойоты для местного рынка выпускают сразу на двух заводах - компаний FAW и Dongfeng. Но японцы не делают скидку на специфические вкусы и возможности покупателей в Поднебесной и предлагают тут, как и в любой другой стране, стандартный выбор глобальных моделей. И вот результат - концерны GM и VW с их локализованным модельным рядом обошли Тойоту на всех фронтах.
Озарение на тойотовцев снизошло совсем недавно - в конце прошлого года они объявили, что вложат почти 700 млн долларов в создание местного конструкторского центра. Он будет готов в следующем году. А собственную дизайн-студию в Шанхае Toyota открыла еще в 2006 году. Правда, над седаном и хэтчбеком Dear Qin работали не только там - пару этих автомобилей тойотовцы называют «глобальным стратегическим проектом», который должен привлечь к марке новых и принципиально иных по складу покупателей. Взгляните сами: сколь непохожи машины на то, какими мы привыкли видеть тойотовские концепт-кары! Особенно пятидверка - острые углы светотехники, широкий «совок» воздухозаборника. Техника тоже будет глобальной - это новая переднеприводная архитектура для компактных машин. Что получится в итоге, мы можем увидеть уже весьма скоро - через год-два.
Был у Тойоты в Пекине и еще один концепт-кар - Yun Dong Shuang Qin, что в вольном переводе значит «летящий над облаками и обладающий двумя источниками силы». Вот он как раз - начиная с имени и заканчивая обликом - детище китайского дизайн-отделения. Это прообраз гибридного седана на приусовских агрегатах, а если смотреть шире - нового седана немного крупнее Короллы, который Toyota готовит специально для локального рынка.
Интересно, что и на стенде фирмы Honda одна из двух новинок оказалась перспективным «всемирным» хэтчбеком, а другая - концептуальным седаном для Китая. И выглядят они тоже нетипично. В разработке участвовали специалисты двух хондовских СП в Китае - с компаниями GAC (Guangzhou Auto) и Dongfeng. Honda Concept C - это премиум-седан немного крупнее Аккорда. Он ориентирован исключительно на китайцев - примерно через год его выпуск наладят в Гуанчжоу. А Concept S - это гибридный компактвэн, нечто вроде ответа однообъемнику Toyota Prius+. Его серийный вариант будет продаваться по всему миру, но первым делом появится в Китае - уже в следующем году.
И Toyota, и Honda с помощью специальных локальных моделей планируют за пару лет удвоить свои продажи в Китае, доведя их до 1,2-1,5 млн машин в год. Причем Honda пошла еще и по пути создания дочерних брендов совместно с китайскими партнерами. Под маркой Everus уже год как продается перелицованный седан City прошлого поколения. А теперь представлен и «оригинальный» автомобиль по имени Ciimo - не что иное, как четырехдверный Civic восьмого поколения с гримом в азиатском стиле.
Иконка
Стенд концерна SAIC - как зеркало китайского автопрома: мировая мода отражается в нем пусть своеобразно, зато почти без задержки. Если Lamborghini, Bentley и Maserati в Пекин привезли кроссоверы, то и принадлежащая шанхайскому концерну марка MG выставила экспериментальный паркетник Icon. Круглые фары, ретрофонари сзади, профиль, как у купе, но дверей все же пять - крошечные задние створки отрываются против хода. Образ канонических родстеров MGB и MG Midget скрестили с телом маленького кроссовера а-ля Nissan Qashqai. Хотя над машиной работали стилисты британской дизайн-студии под началом бывшего роверовца Тони Вильямса, облик «английской» машины получился сувенирным - словно в расчете на китайских туристов в Лондоне. Хотя, наверное, как раз это и нужно покупателям в Поднебесной.
Серийный Icon можно ждать довольно скоро: ведь всего лишь год назад в Шанхае был показан концептуальный хэтчбек MG5, а теперь в Пекине появился уже готовый автомобиль - гольф-хэтчбек c «атмосферником» 1.8 (105л.с.) и пятиступенчатыми механикой или «автоматом». Платформа - общая с седаном Roewe 350 (10, 2010), то есть укороченное и модернизированное шасси от седана Rover 75, базировавшегося на «трешке» BMW серии Е46. В Китае MG5 уже можно купить - вместе с более крупной моделью MG6 и хэтчбеком В-класса MG3 «пятерка» выпускается в Наньцзине. Но в перспективе - как и в случае с кроссовером Icon - сборка в Лонгбридже, где c прошлой осени делают MG6. Правда, спрос в Британии на китайские MG - всего несколько десятков машин в год. Китайцы говорят, что для Европы не хватает дизельной модификации, но таких моторов в роверовском наследии не оказалось.
отихоньку изживают потенциал. Показанный в Пекине новый флагман концерна SAIC, седан Roewe 950, создан уже не на основе роверовских ноу-хау, а на платформе концерна GM. Совместное предприятие SAIC-GM-Wuling с прошлого года выпускает седаны Baojun на шасси Chevrolet Lacetti прежнего поколения, но в случае с Roewe 950 речь идет о современной платформе - он представляет собой перелицованный седан Buick LaCrosse, соплатформенный таким машинам, как Opel Insignia и Saab 9-5. Двигатели тоже джиэмовские - «четверки» 2.0 и 2.4 и «шестерка» 3.0.
Другое дело, что бренд-каламбур Roewe не очень зацепил китайцев, и SAIC параллельно с новым флагманом готовит возрождение марки Shanghai, которая была забыта в 90-е и под которой теперь снова планируется продвигать автомобили на внутреннем рынке - первым из них должен стать двойник Roewe 950. Китайскому уху Shanghai мил еще и потому, что с середины прошлого века эти машины были «членовозами» для номенклатурщиков среднего класса (для высшего был Hong Qi, «Красный флаг»), то есть чем-то вроде нашей Волги. А значит, и флер люксовости у этого бренда более естественный, чем у марки Roewe.
Однако SAIC в делах с GM выступает уже не просто как получатель готовых технологий в обмен на производственные мощности, но и как полноценный партнер: например, новое семейство бензиновых моторов объемом 1,0-1,5 л и преселективную трансмиссию для них GM будет разрабатывать совместно с китайцами. Сообща GM и SAIC создали и серийный электромобиль Roewe E50 - маленькая трехдверка с 52-киловаттным мотором может пробежать на одной зарядке до 190 км, но стоить в Китае будет почти 50 тысяч долларов. Тем не менее уже в этом году SAIC планирует продать около тысячи таких машин. По условиям договоренности с GM продвигать в Китае их будет только SAIC и под собственными брендами, а американцы будут пользоваться «платформой» и электрической начинкой. Но, судя по виду Е50, его начинка - это электрический Chevrolet Spark, и под выгодой для американцев, скорее всего, понимается доступ к редкоземельным металлам (их добычу почти целиком контролирует Китай) и производству электрических компонентов.
С помощью MG5 и кроссовера Icon концерн SAIC через три года планирует довести продажи машин собственных марок до 700 тысяч машин ежегодно. Но пока результаты на домашнем рынке далеки от цели - при наилучшем раскладе в этом году будет реализовано 200 тысяч машин (на 25% больше, чем в прежнем).
BYD династии Qin
Глава концерна Daimler Дитер Цетше в Пекине представил публике мерседесовские новинки - и отправился на стенд китайской марки Denza, где тоже выступал хозяином церемонии. Ведь концептуальный электромобиль Denza - это плод СП мерседесовцев с фирмой BYD. Шасси - немецкое, от прежнего Мерседеса В-класса, а электромоторы и батареи - китайские. К сотрудничеству Daimler подошел серьезно - внешностью концепт-кара Denza занималась пекинская дизайн-студия Мерседеса, которая была открыта в конце прошлого года и руководить которой позвали не кого-нибудь, а француза Оливье Булэ, когда-то работавшего и над Майбахом, и над автомобилями Subaru, а после - на посту шеф-дизайнера Mitsubishi.
Контакт с мерседесовскими дизайнерами - еще один плюс от СП для BYD. Ведь пока компания в качестве собственного стиля использует заимствованный тойотовский. Главные пекинские новинки компании, седаны BYD Qin и BYD F3plus, кузовными панелями снова напоминают Короллу. Даже название Qin - как у японского «концепта»: правда, в данном случае автомобиль наречен как раз в честь императорской династии. По сути обе машины - один и тот же автомобиль, BYD F3 нового поколения. Все же о полном копировании Короллы, как прежде, речи уже не идет - конструктивных отличий стало больше. Китайские инженеры растянули колесную базу на лишние 60 мм (до 2660 мм), F3 получился и длиннее, и шире прежнего. Но делать седан будут из японских кузовных деталей! Хотя этим BYD как раз может хвалиться: в 2010 году компания приобрела завод по производству штамповок фирмы Ogihara в 70 км от Токио, и теперь на кузовных деталях машин, собранных в Шэньчжэне, может вполне легально значиться «made in Japan».
Новый F3 получился не только больше, но и богаче и технологичнее, поэтому он не сменит, а дополнит нынешние модели F3 и L3 (люксовый вариант). От них седан отличается модернизированным передним подрамником, ESP, передовым полуторалитровым турбомотором мощностью 153 л.с. и преселективным «роботом». Агрегаты - собственной разработки (о них мы рассказывали в 9, 2012). А главное, F3plus, как заявили китайцы, - первый в мире серийный автомобиль с дистанционным управлением!
На сцену BYD выехал сам, без водителя, - команды машине отдавал глава компании Ванг Чуанфу, держа в руке маленький пульт-брелок. Выехал F3plus, правда, не сразу - с заминками и очень медленно. Радиус действия пульта, похоже, куда меньше заявленных 20 метров, но и скорость, как и обещано, «предельно малая» - это сводит на нет цену ошибки. Возможность запарковать машину там, где не хватает места, чтобы распахнуть двери, или, стоя под козырьком, с пульта «подвести» машину к подъезду в дождливый день, конечно, соблазнительна. Но как F3plus будет поворачивать по команде с брелока (а рекламные проспекты обещают и это), господин Чуанфу публике не продемонстрировал.
Ну а Qin - это гибридный вариант нового F3, приукрашенный бижутерией. От предшественника с обозначением BYD F3DM он отличается не только ярким обвесом, но и комбинированной силовой установкой нового поколения. Вместо литрового трехцилиндрового моторчика под капотом теперь «четверка» 1.5 с турбонаддувом и электромеханический вариатор с более мощными электромоторами - совокупная мощность установки выросла со 170 л.с. аж до 303 л.с.! При этом батарея стала вдвое легче и ее теперь можно подзаряжать от сети, но электромобильный запас хода BYD не разглашает. Зато известно, что Qin появится в продаже в конце года и стоить в Китае будет чуть больше 30 тысяч долларов - на четверть дороже, чем F3DM. А ведь в прошлом году спрос на эти гибридомобили в складчину с электроуниверсалами e6 еле превысил 1000 машин - непроданные е-БИДы так и не покинули территорию завода.
«Эпоху Qin» BYD начинает с невеселыми результатами. Продажи в прошлом году сильно упали - с 520 до 450 тысяч машин за год. Спрос рухнул как раз на массовые F3 и F0, хотя кроссовер S6 стартовал неплохо. Перемены на рынке смартфонов и европейский финансовый кризис, который подпортил китайцам бизнес, связанный с системами солнечных батарей, обрушили прибыль компании в первом квартале на 90%! Зато оптимизм внушает «зеленая» программа китайского правительства, которое собралось массово строить зарядные станции - к 2020 году их будет 500 тысяч. Может, тогда народ и раскупит застоявшиеся на складе гибридомобили?
Челюсти
Поток электромобилей бежит по шоссе. Машины обмениваются друг с другом сообщениями по беспроводному каналу. Если при этом оказывается, что в навигационные системы двух из них введены одинаковые пункты назначения, то электромобили выстраиваются один за другим, сближаются и... Происходит не авария, а стыковка - дальше две машины поедут как единое целое! Если найдется третий попутчик, пристыкуется и он - друг за другом можно прицепить до десяти машин. Собравшись в поезд, электромобили будут сообща использовать заряд батарей, рациональнее тратить его на разгон и торможение - и в итоге «электропоезд» окажется эффективнее, чем каждый из «вагонов» по отдельности.
Такую картину будущего рисуют создатели концептуального проекта Chery @ANT, название которого можно трактовать как Кибермуравей. Два «муравья», показанных на салоне, действительно оказались похожи на насекомых - вперед от капсулы салона у них, словно челюсти-мандибулы, вытянута вилка с колесами. Сами колеса установлены неподвижно - относительно кузова поворачивается вся «челюсть» сразу, и «муравей», чтобы повернуть, почти переламывается пополам. Кроме того, «челюсти» выполняют роль стыковочного механизма: сближаясь с подобным себе электромобилем, Chery @ANT «обхватывает» его задние колеса, срабатывают фиксирующие механизмы - и «поезд» готов.
Но @ANT - это даже не завтра, а послезавтра. Сегодня же от людей, которые работают с Chery в России, можно услышать недовольство именно «китайскими завтраками». Огромное количество перспективных проектов, над которыми работает и которые показывает на салонах Chery, на деле оборачивается распылением усилий, а дебюты новых рыночных моделей не меняют многолетний расклад - основной объем продаж в Китае обеспечивают QQ3 и Tiggo. При этом спрос на все модели, кроме обновленного Tiggo и седана E5 (новый Eastar), серьезно упал - общие продажи Chery в прошлом году снизились с 682 тысяч до 634 тысяч машин.
В Пекине китайцы в очередной раз объявили о смене стратегии - вместо ставки на объемы продаж решено провести «преображение» компании. Chery сократит количество проектов и сосредоточится на качестве.
Преображение ожидается и в буквальном смысле - Chery будет отходить от заказного дизайна многочисленных итальянских ателье. Теперь корпоративный стиль должны определять штатные дизайнеры, причем именитые! На Chery уже работает бывший дизайнер Mini Герт Хильдебрандт. Правда, он занят созданием облика машин под маркой Qoros, которую Chery основала совместно с инвестиционной компанией Israel Corporation (9, 2011). Первый Qoros - среднеразмерный седан с турбомотором 1.6 - будет готов в следующем году. А на должность главного стилиста головной компании Chery в начале нынешнего года назначен канадец Джеймс Хоуп, который с 2008 года был заместителем главного экстерьерщика в европейской студии GM, где работал, в частности, над компактвэном Opel Zafira. Первое творение Хоупа в Chery - концептуальный кроссовер TX: литера «T» указывает на то, что так будет выглядеть возможный преемник Tiggo, а «Х» - символ концептуальности. Выглядит TX современно и интернационально, но интерьер пока недоделан, а техника описана лишь штрихами - двухлитровый турбомотор мощностью около 200 л.с., вариатор, полный привод. Посмотрим, сколько времени пройдет, пока и этот «китайский завтрак» окажется готовым к употреблению.
Из того, что уже готово, - новый хэтчбек Riich G2. Это новое лицо «люксового» бренда Riich. Пятидверный G2 - это «дорогой» аналог знакомого нам хэтчбека Chery Very (Bonus - в кузове лифтбек). Чуть короче, зато шире, выше, просторнее внутри, симпатичнее и мощнее. Под капотом «четверка» 1.6 мощностью 126 л.с. с вариатором. Возможно появление как более скромного, так и еще более мощного, «горячего», варианта - это же все-таки Riich, а не Chery! В продаже G2 должен появиться летом, ориентировочная цена - около 10 тысяч долларов. Но это в Китае.
Chery остается крупнейшим экспортером китайского автопрома (на долю компании приходится треть экспорта), и уже заявлены планы увеличить поставки за рубеж на 25% - до 200 тысяч машин в нынешнем году. Что касается России, то пока даже поставки насущных моделей вроде обновленного Tiggo, нового седана Eastar или внедорожника Rely X5 к нам не начались.
Самобытность
А это Volkswagen Touа... Хотя нет, не он, - спутать Great Wall Haval H7 c каким-то западным «исходником» хочется скорее по привычке. Виноваты фары - это они, почти фольксвагеновские по форме, подстегивают заподозрить «творческое заимствование». Но Haval H7 при ближайшем рассмотрении оказывается одним из самых ладных китайских автомобилей вообще!
Конечно, незаконно нажитые модели вроде хэтчбеков Florid и Cool Bear все еще выпускаются и продаются, но на выставке Великая стена показывает относительно самобытные кроссоверы и легковушки, в разработку которых компания вкладывалась на протяжении последних лет. Отдача более чем положительная - Great Wall стал едва ли не единственным автопроизводителем, которому в прошлом году удалось сохранить двузначные показатели темпа роста продаж (27,3%). За пять лет годовой сбыт вырос в четыре раза - до 460 тысяч машин. Но важнее то, что по результатам прошлого года спрос на легковушки Great Wall впервые превысил спрос на внедорожники и пикапы!
Главная новинка - Haval H7, который в экспортном варианте называется Hover H7. Это самый крупный Great Wall: при длине 4,8 он сравним с Мерседесом ML. От известного у нас Ховера новый H7 отличается несущим кузовом вместо рамы и прогрессивным двигателем - двухлитровая «четверка» собственной конструкции с непосредственным впрыском бензина и турбонаддувом развивает 215 л.с. Коробка передач - шестиступенчатый «автомат» c кнопками ручного переключения на руле. Доступны боковые подушки безопасности, ESP и круиз-контроль.
H7 начнут выпускать лишь к концу года. А уже сейчас в Китае можно купить другой новый кроссовер - Haval M4, но он представляет собой сильно доработанный Great Wall Florid с увеличенным до 180 мм клиренсом. Двигатель остался тем же - 1.5 мощностью 106 л.с., в паре с которым доступен вариатор. При этом M4 стоит от 15 тысяч долларов, что в полтора раза меньше ориентировочной цены на H7.
А еще один кроссовер, Haval E, ждать пока рано, это гибридный шоу-кар. Трехдверный кузов, высокая посадка, двери-гильотины... Под капотом - моторчик 1.3 и преселективный робот, а задние колеса приводит электромотор.
Прошедшей осенью Great Wall наконец запустил 50-тысячный завод в Болгарии. Но его продукция ориентирована на ЕС, а в России все снова только на уровне планов - завод полного цикла, возможно, построят в ближайшие год-два. Пока же работает сложная схема со сваркой кузовов в Черкесске и перевозкой их в Гжель для сборки. Но это малорентабельно, поэтому легковушки Great Wall у нас больше не продает. Увидим ли мы Hover H7 и Hover М4, пока тоже неясно - на российский рынок в этом году они точно не выйдут.
Знамя труда
Великие умы мыслят одинаково. Великие правительства - тоже? Накануне открытия автосалона Компартия Китая объявила, что собирается пересадить государственных чиновников на отечественные автомобили. А в качестве таковых выбраны машины марки Hong Qi - знаменитыми седанами Красный флаг пользовался еще Мао. Последние годы концерн FAW выпускал Флаги на основе тойтовских шасси и агрегатов, но в 2010 году производство было практически прекращено из-за низкого спроса - для нужд госслужащих массово закупались автомобили Audi (немецкой марке принадлежит треть китайского рынка госзакупок).
Теперь все изменится - FAW инвестирует 680 млн долларов в возрождение Красного флага. Передовым «знаменем» станет лимузин Hong Qi L7 - его предсерийную длиннобазную версию представили еще в 2010 году, а сейчас показан короткобазный вариант. Но даже в укороченном примерно на 300 мм виде это громадный «членовоз» длиной больше шести метров! Как и прежде, в основе Флага лежит тойотовская заднеприводная платформа, доступ к которой FAW имеет благодаря выпуску седанов Toyota Crown Majesta. Под капотом - доработанный тойотовский мотор V12: рабочий объем увеличен до 6,0 л, мощность - около 400 л.с.
В свободную продажу L7 не поступит, он предназначен лишь для партийной элиты. А для чиновников уровня министра есть более скромный Hong Qi H7 - именно он должен вытеснить из реестра госзакупок Audi A6, Volvo S80 и Mercedes E-класса. Шасси тоже от Тойоты, но согласно китайским законам министру полагается автомобиль с мотором рабочим объемом до 2,5 л и ценой до 60 тысяч долларов, а замминистра - до 45 тысяч долларов. Поэтому для H7 предусмотрены тойотовские «шестерки» 2.5 и 3.0, а также двухлитровый турбомотор разработки концерна FAW. Кстати, по тем же законам обновлять машину чиновники имеют право не чаще, чем раз в восемь лет. Почему бы нам не взять на вооружение хотя бы этот принцип?