Шестая нога: Юрий Ветров побывал на презентации малышки Skoda Citigo

Фото: компания Skoda | Юрий Ветров

В официальном приглашении на ужин было написано: «Форма одежды - business casual». Откуда официоз на презентации скромной малышки Skoda Citigo? А, вот в чем дело: в Португалию вместе с журналистам прибыл сам Винфрид Фаланд, председатель совета директоров Шкоды. Пообщаться бы с ним... Но у меня же нет пиджака!

На ужин надел самое презентабельное, что нашел в чемодане, - тонкий свитер. Из конференц-зала заспешил в ресторан. Ага, вот стол с табличкой «Vahland». Рядом с ней - «Turkey», «Turkey», «Turkey», и только чуть поодаль лежали две бумажки с надписью «Russia». Пока турки не пришли, я быстренько махнул таблички местами. Дресс-код - ничто, жажда общения - все!

Сам повод, конечно, не сенсация, ведь Skoda Citigo получена путем классического бэдж-инжиниринга. Это Fabia имеет оригинальный кузов, хотя построена на той же платформе, что и Polo. А Citigo - это просто Volkswagen up!, который уже опробовал Никита Гудков. Отличие - отсутствие остекления во всю дверь багажника, другие фары, капот, решетка радиатора и бамперы. Последние, кстати, удлинили Шкоду на 23 мм. А переработанный Йозефом Кабаном дизайн стал еще серьезнее. Этим Citigo, кстати, очень напоминает Фабию первого поколения. «Девочка, которая пошла первый раз в первый класс и очень этим гордится. Кнопка, а вся из себя такая серьезная», - писала в «примерке» Фабии Наталья Якунина. Лучше не скажешь!

Руль от Фабии и классическая для Шкоды зеленая подсветка приборов — внутри Citigo и up! отличаются еще меньше, чем снаружи

Едет Skoda тоже по-взрослому. Я опробовал пятидверку (прошлой осенью Никита Гудков на таком Фольксвагене поездить не смог) - на эту версию, кстати, по прогнозам чехов, придется до 75% европейских продаж Citigo. Пассажирам сзади так же тесно, как и в трехдверке, - колесная база не изменилась. И не шибко удобно: задние стекла из соображений экономии тут не опускаются, а приоткрываются на манер форточек. Зато комфорт хорош - и подвесочный, и акустический.

Жаль, динамика несерьезная. До 2000 об/мин у литрового трехцилиндрового моторчика жизни просто нет. На обоих его версиях (60 и 75 л.с.) в крутые лиссабонские горки приходилось заезжать не жалея сцепления. А передачи «растянуты» в угоду экономичности: вторая «кончается» только на 100 км/ч, третья - на 140 км/ч. Ну а пятая и вовсе излишество - ее можно включать разве что на спусках.

Тахометр и указатель температуры охлаждающей жидкости можно вывести на дисплей навигационно-развлекательной коробочки Navigon
Графика парктроника, интегрированная в Navigon, крайне наглядна
0 / 0

Зато как малютка держит прямую на высокой скорости, как точно прописывает плавные извивы автомагистрали! Кстати, настройки подвески, развесовка и даже жесткость кузова на кручение (аж 19800 Нм/град) у машины одинаковы вне зависимости от количества дверей. Реактивное действие на руле близко к натуральному, но реакции на поворот баранки неторопливы. В быстрых виражах - безопасный снос передка или академичное скольжение всеми четырьмя колесами даже без вмешательства системы стабилизации.

Вместительный бардачок — с очечником, держателем для ручки и пластиковых карт
Держатель — не только для фотографий: к примеру, им можно «прищемить» блокнот. Удобно!
0 / 0

А зачем вообще Шкоде Citigo?

- Ну это как еще одна рука или нога, - огорошил сравнением герр Фаланд. - Так было с Супербом, с Румстером, потом с Yeti. С помощью Citigo мы занимаем еще одну нишу. А чем больше ниш, тем крепче будет наша рыночная позиция!

Фаланд по образованию финансист. Карьеру он начинал в Опеле в 1984 году как простой аналитик, а в группу Volkswagen-Audi Винфрид перешел в 1990 году уже с должности главы отдела по контролю за инвестициями в отделении GM Europe. С 1998 года Фаланд был финансовым директором и вице-президентом бразильского отделения Фолькс­вагена. В совет директоров Шкоды он вошел десять лет назад. А в 2005 году был назначен на пост главы Volkswagen China Investment Company. Именно благодаря Фаланду, «пробившему» размещение производства Фабий и Октавий на заводе Фольксвагена в Шанхае, Китай стал для Шкоды рынком №1.

Телефон можно опустить либо в «стакан-подайфонник», либо в кармашек на торце сиденья
Телефон можно опустить либо в «стакан-подайфонник», либо в кармашек на торце сиденья
Крючок для сумки — перед левым коленом пассажира
Винфрид Фаланд работает в группе Volkswagen-Audi уже 22 года. В совет директоров Шкоды он вошел десять лет назад, а возглавил его в 2010 году
0 / 0

- Наша главная ударная сила - Октавия. Она одинаково хорошо продается на всех трех основных рынках: в Китае, России и Германии. Этим летом дебютирует новый седан, по габаритам схожий с Октавией Тур. Мы ему прочим роль бестселлера у вас и в Китае. Вам он должен понравиться.

- Герр Фаланд, это точно будет седан, а не лифтбек?

- Конечно, седан! Я недавно ездил на завод в Нижний Новгород - там этот автомобиль будут производить вместе с кроссовером Yeti.

- Значит, все дело в ориентированности Шкоды на внешние рынки? Вот Seat, замкнутый на Европе, до сих пор не может оправиться от кризиса.

- Дело не в этом. Вот смотри…

Фаланд без стеснения вырывает из меню лист и на чистой оборотной стороне рисует четырехкоординатную систему. Наверху - престижность, внизу - бюджетность, слева - спортивность, справа - функциональность. Один большой квадрат точно по центру - это Volkswagen. Затем Винфрид чертит маленький прямоугольничек в верхней части зоны «престижность-спортивность» - это Audi. Такой же маленький, но пониже, где спортивность пересекается с бюджетностью, - Seat. А вот прямоугольник, занимающий всю область «бюджетность-функциональность», - это Skoda.

- Модели Фольксвагена покрывают 80% рынка, Audi и Seat - не более 10%. А вот на автомобили марки Skoda приходится до 60%, несмотря на то что охват у нас гораздо уже. Теперь понимаешь, почему Сеату так тяжело? Они не могут зарабатывать на каждой проданной машине, как Audi, но при этом вынуждены крутиться в столь же узкой нише.

Как и up!, Citigo — плоть от плоти Volkswagen. Собирают малышек в словацкой Братиславе
Багажник — лучший в классе, 251 литр! А на дне осталось место еще и для полноразмерной запаски
0 / 0

Дверной проем неплох, но ступни приходится буквально протискивать между средней стойкой и подушкой заднего дивана. Вместо опускающихся стекол — форточки

После этих слов Фаланд аккуратно сложил листочек и убрал его во внутренний карман пиджака. Секретная информация?

- А почему пока нет ни одной гибридной Шкоды? - спрашиваю я. - Ведь у Фольксвагена уже есть отработанные решения.

- Skoda - автомобиль для расчетливых консерваторов. - У Фаланда ответ на это давно готов. - Они не любят пускать пыль в глаза и ценят надежность. Поэтому, кстати, у нас большинство моторов имеют распределенный впрыск, а не непосредственный. Наших покупателей вполне устраивает расход топлива на литр-полтора больше, зато шкодовские двигатели нормально переваривают даже не очень качественное топливо. Что уж говорить про гибриды - пока они не для нашей клиентуры.

Словом, Skoda - это мейнстрим, марка для большинства. И ставка у чехов сделана в первую очередь на массовость. По новому плану к 2018 году Skoda должна продавать не менее полутора миллионов автомобилей ежегодно. Если учесть то, что за 2011 год реализовано почти вдвое меньше (879200 машин), нужно торопиться!

- Для этого мы и будем расширять модельный ряд, - объясняет герр Фаланд. - К примеру, через год-полтора у нас появится среднеразмерный кроссовер, призванный конкурировать с Kia Sorento и Hyndai Santa Fe. Ну и Citigo поможет делу: в этом году планируем выпустить не менее 15 тысяч машин, но это лишь начало. Ведь рынок субкомпактов в Европе сейчас самый перспективный - через два года он увеличится на четверть, а к 2018 году должен вырасти с нынешних пяти до восьми миллионов автомобилей.

Skoda Citigo теснее, чем Chevrolet Spark: при росте 176 см «сам за собой» я сидел без зазора перед коленями
В Шкоде сочли, что даже на такой малышке рос­кошь в виде стеклянной крыши с люком будет востребована
0 / 0

В плане пассивной безопасности Citigo и up! идентичны — комитет EuroNCAP в прошлом году зачел Шкоде фольксвагеновский пятизвездочный рейтинг: пассивная безопасность — 89%, детская — 80%, превентивная — 86%. Но с этого года требования ужесточились. Безопасность пешеходов из-за излишне жесткого капота у Шкоды и Фольксвагена не дотягивает до пяти­звездочного уровня: только 46% вместо требуе­мых 60%

Но Россия пока в стороне от этого процесса - во многом еще и потому, что малыши класса A+ у нас лишь немногим дешевле «народных» седанов российской сборки. Это в Чехии базовая Citigo стоит 180 тысяч крон (на 20% дешевле, чем Fabia 1.2), что по текущему курсу составляет всего 280 тысяч рублей. В России же столько стоит лишь сверхдешевый Matiz - с узбекских машин таможенники дань не берут. За Citigo придется платить пошлины как за полноценную иномарку. И при условии, что Chevrolet Spark и Kia Picanto, на которых ориентируется российский офис Шкоды, у нас стоят в минимальных версиях 370-380 тысяч рублей... Кроха Skoda вряд ли будет существенно дешевле Фабии (от 409 тысяч рублей). Точный ценник обещают объявить в августе во время официального российского дебюта на Московском автосалоне. А продажи в России начнутся не раньше осени, когда подоспеет версия с роботизированной коробкой передач. Без автоматической трансмиссии дамской букашке у нас никак.

Паспортные данные
Автомобиль Skoda Citigo
Модификация 1.0 (60 л.с.) 1.0 (75 л.с.)
Тип кузова трехдверный (пятидверный)* хэтчбек
Число мест 4 4
Колея передняя/задняя 1428/1424 1428/1424
Коэф. аэродинамического сопротивления Сх 0,33 0,33
Объем багажника, л 251-951 251-951
Снаряженная масса, кг 854 854
Полная масса, кг 1290 1290
Двигатель бензиновый, с распределенным впрыском
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 3, в ряд 3, в ряд
Рабочий объем, см3 999 999
Диаметр цилиндра/ход поршня, мм 74,5/76,4 74,5/76,4
Степень сжатия 10,5:1 10,5:1
Число клапанов 12 12
Макс. мощность, л.с./кВт/об/мин 60/44/5000-6000 75/55/6200
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 95/3000-4300 95/3000-4300
Коробка передач механическая, 5-ступенчатая
Привод передний передний
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые, вентилируемые дисковые, вентилируемые
Задние тормоза барабанные барабанные
Шины 165/70 R14, или 185/55 R15, или 185/50 R16
Максимальная скорость, км/ч 160 171
Время разгона 0-100 км/ч, с 14,4 13,2
Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 4,5 4,7
Выбросы CO2, г/км смешанный цикл 105 108
Емкость топливного бака, л 35 35
Топливо бензин АИ-95 бензин АИ-95
* Данные в скобках - для пятидверной версии ** С нагрузкой 200 кг

Рекомендованные статьи