Как Федор Лапшин участвовал в испытаниях нового МАЗа на комбинированном ходу

Фото: Федор Лапшин

Не знаете, что такое «перекрыша»? Неудивительно, ведь это железнодорожный термин, означающий одно из положений крана машиниста. И никогда не видели грузовики, которые умеют ездить по рельсам? Тогда я расскажу о том, как участвовал в испытаниях нового МАЗа на комбинированном ходу, а заодно и о том, как автомобили стали локомотивами.

Когда я рассказываю, что на моих глазах грузовой МАЗ утащил за собой по рельсам маневровый локомотив и тринадцать товарных вагонов (хотя и пустых) общим весом свыше 400 т, собеседники округляют глаза: «Правда?»

А потом спрашивают: «Где спроектировали такую машину — на самом МАЗе?» Нет, в БелГУТе, Белорусском государственном университете транспорта, что в Гомеле! А главный создатель и идеолог проекта — декан строительного факультета, доцент Дмитрий Бочкарев.

Дмитрий Бочкарев, создатель белорусских локомобилей

Автомобили на комбинированном дорожно-рельсовом ходу называют локомобилями, хотя раньше так назывались совсем другие механизмы — паровые машины на колесах. Но прежде чем рассказать о локомобилях из Гомеля, откроем давний журнал Моделист-конструктор (№2, 1975), где была опубликована восторженная статья о том, как «молодые новаторы пятилетки» создали целую гамму машин, способных двигаться по рельсам: КрАЗ-257, ЗИЛ-130, ГАЗ-66, уазовскую «буханку». Вот цитата из той статьи.

«Можно представить удивление водителей, когда, ожидая перед шлагбаумом у железнодорожного переезда, они увидят мчащийся по рельсам автомобиль! Еще больше удивятся водители, когда загадочный автомобиль вдруг затормозит на самом переезде, шофер, выскочив из кабины, поколдует возле радиатора и кузова, через мгновение машина свернет с рельсов на шоссе — и вот она уже умчалась по нему, оставив в стороне опустевшее железнодорожное полотно...»

Только десятилетия спустя я у­знал, что все те машины были вовсе не гражданскими, а военными — и в 1972 году в Воениздате даже был издан справочник, посвященный им. И именно древний армейский «двухпутный» КрАЗ положил начало б­елорусскому проекту!

«В середине двухтысячных в БелГУТ обратились белорусские военные: им понадобилось возродить грузовики, умеющие ездить по рельсам, — рассказывает Бочкарев. — Мы съездили в Слуцк, изучили древние КрАЗы, стоящие на консервации: они оснащены стальными катками, позволяющими двигаться по колее, но система подъема-опускания этих катков механическая, с червячными редукторами. Чтобы грузовик встал на рельсы, солдатику надо крутить ручки механизмов по 10—15 минут! К тому же у КрАЗа не было предусмотрено железнодорожной сцепки: предполагалось, что он будет тянуть за собой на дышле кран для наведения пролетов моста».

Так появились армейские МАЗы-локомобили — разумеется, с более прогрессивной конструкцией. Катки поднимаются и опускаются при помощи гидравлики, сзади стоит локомотивная сцепка, есть даже локомотивная система безопасности КЛУБ-УП. И надстройки разные: были созданы варианты с краном-манипулятором и кузовом-фургоном.

В итоге военные получили четыре МАЗа-локомобиля и «тяговый модуль вагонов» на базе тракторного шасси МТЗ Беларус, отрапортовали о том, что при помощи этих машин «Беларусь и Россия создадут единую сеть прикрытия железных дорог», — и на том проект завершился.

Но наработки остались! И Бочкарев с коллегами стал строить локомобили уже по гражданским заказам: на комбинированный ход переведены десяток тракторных шасси, автокран МАЗ, пара УАЗов Патриот, есть проект мазовского автобуса на рельсах.

А я прибыл на испытания и сдачу заказчику еще одного экземпляра — грузовика МАЗ, который будет работать локомотивом в Магнитогорске.

Локомобиль из Ветки

Услышав выражение «поедем в Ветку», я думал, что речь идет о железнодорожной ветке. Оказалось, поедем действительно не «на ветку», а «в Ветку», поскольку так называется городок в двадцати километрах от Гомеля.

Превращение автомобилей в локомобили происходит на заводе Гомсельмаш, а вот окончательная доводка и доделка — в агросервисе на окраине Ветки. Если бы немецкие создатели знаменитых рельсовых Унимогов увидели, в каких условиях работают их конкуренты-белорусы, они бы прослезились!

«Гвозди бы делать из этих людей!» Тех, что в таких условиях «доводят до ума» уникальные машины

Неотапливаемый цех заставлен старыми станками и завален металлоломом, рядом со строящимся грузовиком стоит электроплитка, на которой варят пельмени и кипятят чай... «Что толку делать ремонт здания, если нас в любой момент могут попросить отсюда?» — вздыхают локомобилестроители.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи